Как украинцы будут получать и оплачивать услуги ЖКХ

Украинские потребители жилищно-коммунальных услуг теперь смогут заключать как индивидуальные, так и коллективные договора, с их поставщиками и управляющими компаниями, требовать от коммунальных предприятий выплату штрафа за ненадлежащую работу, не оплачивать "коммуналку" за время длительного отсутствия в квартире, запрашивать детальную структуру тарифа. Эти и другие ключевые нормы прописаны в принятом Верховной Радой законопроекте, регулирующим сферу предоставления услуг ЖКХ.

Но у медали есть и обратная сторона. Злостных неплательщиков можно будет отключать от систем централизованного отопления и водоснабжения. Потребители будут платить абонентскую плату поставщикам услуг, а с 1 января 2019 года с должников будут высчитывать пеню за каждый день просрочки оплаты квитанции. Что предлагается основными нормами законопроекта - в материале РБК-Украина.

Спустя почти девять месяцев с момента первого чтения, 9 ноября, Верховной Раде все же удалось законодательно урегулировать условия и порядок предоставления населению жилищно-коммунальных услуг. Законопроект № 1581-д, который в парламенте уже успели назвать революционным, во втором чтении поддержало 262 депутата.

Эпопея с принятием этого проекта "О жилищно-коммунальных услугах" длится с декабря 2015 года. Его зарегистрировали девять народных депутатов разных фракций. Основным автором документа является заместитель главы комитета Рады по вопросам строительства, градостроения и ЖКХ Алена Бабак ("Самопомич"). Документ, к разработке которого привлекались украинские общественные организации, а также USAID и Международная финансовая корпорация (IFC), довольно безболезненно прошел первое чтение, а вот на этапе внесения правок - процесс застопорился. Законопроект удалось принять в целом лишь со второй попытки, после обсуждения более 400 поправок парламентариев. С 2014 года парламент рассматривал несколько подобных законопроектов, но все они были отозваны.

Новый закон №1581-д вступает в силу на следующий день после его опубликования и вводится в действие через полгода. Лишь отдельные статьи, касающиеся расчета социальных нормативов, некоторых нюансов по заключению договоров с поставщиками и услуг, и введения штрафов за наращивание долгов за "коммуналку" начнут действовать с 1 января 2019 года.

Один на один с монополистом
Самые главные нормы нового проекта ориентированы на урегулирование договорных отношений между поставщиками услуг - предприятиями-монополистами, предоставляющих населению услуги по распределению и поставке тепла и воды, - и бытовыми потребителями. До принятия законопроекта, по сути, возможности бытовых абонентов заключать договора были ограничены: либо собственник квартиры напрямую, либо через ОСМД или жилищный кооператив.

Теперь же законодательство предлагает более широкий спектр взаимоотношений коммунальных компаний со своими клиентами, но, вместе с тем, и более запутанный. Помимо индивидуальных, совладельцы многоквартирных домов смогут заключать коллективные договора, а законодательстве появляется новый термин - "коллективный потребитель". Договора могут быть разными для разных видов услуг, и решать, какими они будут жильцы домов должны самостоятельно.

Законопроект предлагает три модели договорных отношений. Одна из них - индивидуальные договора, которые собственник каждой квартиры может, как и сейчас заключать напрямую с компанией-монополистом. "Очень важно понимать, в этой модели отношений, отвечает ли поставщик услуги за ее предоставление от внешней стены дома и до квартиры, или нет. Если отвечает, это означает, что он несет ответственность за состояние внутридомовых сетей, а потребитель платит стоимость тепла или воды по регулируемому тарифу, вносит абонентскую плату, а также платит за обслуживание внутридомовых систем", - пояснила РБК-Украина координатор жилищно-коммунальных программ гражданской сети ОПОРА Татьяна Бойко, участвовавшая в разработке законопроекта. Если теплоэнергетические и водоснабжающие предприятия не несут ответственности за внутренние сети многоквартирного дома – потребители рассчитываются за ресурс по установленному тарифу и вносят абонплату.

Стоит отметить, что в Украине, по официальным данным, порядка 240 тыс. многоэтажных жилых домов (более 450 млн кв.м.). Более 70% из них нуждаются в различной степени ремонта, поскольку львиная доля многоквартирного жилфонда была построена с 1950 по 1980-е годы, так называемые "хрущевки" и "брежневки". По данным Минрегиона, уровень изношенности внутридомовых сетей на начало 2016 года составлял более 60%, а тепловые потери в таких домах превышали 40%. Примечательно, что лишь 26 тыс. многоэтажных домов находятся в собственности у жильцов – их объединяют 23 тыс. ОСМД.

Учитывая катастрофическое состояние внутренних коммуникаций, зачастую предприятия-монополисты не торопятся брать на себя ответственность за их содержание. Жильцы часто не готовы оплачивать дополнительно капитальный ремонт сетей в доме, а монополисты не готовы обслуживать и ремонтировать их бесплатно. "Думаю, что потребителям будет сложно с нами договориться о передаче нам "внутрянки". Хотя если бы мы контролировали и обслуживали их – качество услуг значительно бы улучшилось. Но потребитель не захочет за это дополнительно платить. А те копейки, которые на "внутренности" дома заложены сейчас в тарифах, явно не покроют затрат", - на условиях анонимности поделился с РБК-Украина представитель одной из профильных теплоэнергетических ассоциаций.

Введение абонентской платы – еще одно новшество законопроекта. Она не будет насчитываться на газо- и электроснабжение, а лишь за услуги централизованного отопления и горячего и холодного водоснабжения. Согласно документу, абонплата будет взыматься для того, чтобы покрыть затраты поставщика услуг, "связанных с распределением объема потребленных услуг между абонентами, на обслуживание систем учета и приборов-распределителей тепловой энергии, на введение договоров с потребителями". Важно понимать, что абонентская плата не будет установлена отдельно как новый тариф или добавка к нему. Она будет выделена из уже установленных национальным регулятором тарифов на тепло и воду, таким образом, ежемесячный платеж потребителя будет просто разбит на две платежные квитанции.

"Мы предлагаем выделить из действующего тарифа на воду и тепло затраты на содержание абонентских служб и определить их в понятных для людей единицах измерения – в гривне. Человек должен видеть, во сколько ему обходятся контролеры от водоканала и теплоэнерго, к примеру. Увидит, сколько в год стоит содержание таких служб, дом посчитает, насколько им это выгодно, и жильцы, может, примут для себя решение выбрать другую модель отношений. Например, выбрать управителя, который будет одного контролера отправлять на поверку сразу всех счетчиков", - заявила во время рассмотрения законопроекта в сессионном зале его соавтор Алена Бабак.

Непростые отношения
Вторая модель взаимоотношений потребителя и поставщика услуг, о которой говорила народный депутат, предполагает наличие у них коллективного договора. По словам Татьяны Бойко, эта норма является новаторской, поскольку до сих пор возможности заключать коллективные договора у жильцов многоэтажек не было. Эта же модель является, одновременно, и самой сложной. Коллективный договор коммунальные предприятия могут заключить только с уполномоченным лицом, представляющим интересы всего многоквартирного дома. Вопросов не возникает, когда таким уполномоченным является правление ОСМД или жилищного кооператива.

Но, согласно принятому законопроекту, жильцы могут делегировать представление своих интересов или управляющей компании или одному из совладельцев дома. Стоит уточнить, что совладельцы дома, согласно действующему закону "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" имеют право не создавать ОСМД или кооператив как юридическое лицо, а просто нанять управителя или выбрать из жильцов представителя коллективных интересов. Принимая этот закон в мае 2015 года, парламентарии рассчитывали, что он простимулирует развитие в Украине рынка частных управляющих компаний и аннулирует коммунальные ЖЭКи, работающие по устаревшей, еще советской модели.

По прошествии нескольких лет, рынок профессиональных управляющих жильем так и не сформирован – в стране работает не более тысячи таких фирм. Зато все коммунальные ЖЭКи и ЖЭО – их почти 6 тыс. в Украине – были переименованы в управляющие компании, впрочем, от этого качество их работы не изменилось. В результате потребитель фактически лишен выбора. Сложности возникают и в случае, если совладельцы дома выбирают своим представителем одного из жильцов. Такой уполномоченный, к примеру, может де-юре заключить договор с поставщиком услуг, но де-факто этого не происходит, поскольку юридически один жилец не может нести ответственность за платежную дисциплину всех жильцов.

Выбрать управителя может также и юридическое лицо - ОСМД или жилищный кооператив, или же заключать договора с поставщиками услуг напрямую как "коллективный потребитель". Это -третья форма взаимоотношений, закрепленная новым законопроектом.

Штрафы и другие тонкости
В документе также указано, что в договорах – индивидуальных или коллективных – потребители и поставщики услуг определяют размеры абонентской платы, оплаты за обслуживание внутридомовых сетей, указывают регулируемый государством тариф, предусматривают порядок и сроки устранения аварий различной степени, систему оповещения об отключении, гонорары управителям, размеры взносов на ремонт, сроки внесения и взыскания платы за услуги и т.д.

Права потребителя расширяются. Учитывая, что дома должны быть оснащены приборами коммерческого учета (счетчиками), даже в нежилых помещениях, жильцы имеют права у поставщика услуг бесплатно получать информацию о структуре тарифов и любых цен, прописанных в договорах, запрашивать данные об объеме всех потребленных домом услуг, а также информацию о соседях-должниках. Как и раньше потребители имеют право требовать надлежащего качества услуг, составлять акты-претензии, приглашать для устранения неполадок поставщиков услуг или решать эти вопросы через управителей.

Примечательно, что в случае нарушения пунктов договора, прописываются штрафные санкции. Например, уплату штрафа потребитель имеет право требовать от поставщика или управителя за некачественное обслуживание, непредоставление услуги или несвоевременное устранение аварии. Размер штрафов прописывается в договоре. Напомним, до сих пор потребители не имели законных прав вводить санкции против коммунальных предприятий, а лишь требовать перерасчет за некачественную услугу.

Ответные меры для своих абонентов могут применять и коммунальщики. Например, за недопуск контролера к приборам учета, повреждение внутридомовых систем по вине потребителя, отказ от предоставления показателей счетчиков и т.д.

В ожидании пени
Самой скандальной нормой законопроекта является введение пени в размере 0,01% от всей суммы долга за каждый день просрочки оплаты. Эта инициатива для украинского потребителя далеко не новая. Пеней за долги по "коммуналке" украинцев пугали еще с 1983 года. Такая норма была заложена в принятый тогда Жилищный кодекс УССР, который с многочисленными правками действует до сих пор. До 1996 года она начислялась в размере 0,01% за каждый день неуплаты. Затем был введен мораторий на взыскание пени, который несколько раз парламент отменял, а потом вводил снова. Последняя попытка ввести этот штраф была предпринята правительством Арсения Яценюка, который зарегистрировал в Раде законопроект, регулирующий сферу ЖКХ. Он был отозван.

По словам Татьяны Бойко, введение пени – норма, скорее, дисциплинирующая. Заработает она с 2019 года или нет – пока сказать сложно, но у потребителей есть время рассчитаться с многолетними долгами за ЖКХ или реструктуризировать их. По данным Госстата, к концу сентября суммарный долг населения за жилищно-коммунальные услуги составил почти 27 млрд гривен.

"Пеня, в принципе, это вполне эффективный механизм поддержания платежной дисциплины. Но в существующих реалиях монополисты будут пользоваться обнищанием населения и начислять им пеню по полной программе", - считает глава "Союза совладельцев жилья Украины", экс-министр ЖКХ Алексей Кучеренко (член партии "Батькивщина"). Риски возникают, если потребитель не платит за услугу несколько месяцев, то пеня будет начисляться не за суммарный долг за весь период неуплаты, а за долг по каждому отдельному месяцу и, соответственно, на каждый день ее просрочки. "Сумма получится значительной. Кроме того, большой вопрос вызывает законность решения, которым потребителя обязали платить до 20 числа каждого месяца. Ни в одном законе и нормативном акте это не закреплено", - возмущается Кучеренко.

Закрыть трубу
Законопроект содержит еще несколько спорных норм, касающихся отключения потребителей от системы централизованного отопления и возможности не оплачивать услуги ЖКХ в случае отъезда жильцов на длительный срок.

До сих пор, в случае, если потребитель уезжал на несколько месяцев или просто не проживал в своей квартире, он все равно был обязан оплачивать жилищные услуги. То есть, своевременно вносить квартирную плату, куда входит уборка придомовых территории, содержание и обслуживание внутридомовых систем, платить за вывоз мусора, обслуживание лифтов, а также за все коммунальные услуги, на которые у него нет индивидуального счетчика. Но если такой абонент мог доказать свое длительное отсутствие, поставщик был обязан ему предоставить перерасчет, то есть, фактически, перенести часть уплаченных средств на последующие периоды.

Теперь же, согласно новому документу, если собственник жилья и проживающие с ним лица отсутствуют более 30 дней, заключили с поставщиком договор и могут документально подтвердить свое отсутствие, они имеют "право на неоплату услуг ЖКХ". Проблема в том, что остается не ясным, какие документы, и насколько заранее потребители должны их предоставить, будет ли монополист поддерживать, к примеру, технологический температурный минимум тепла в батареях во время отсутствия жильцов или услуга будет предоставляться в полном объеме.

Если документ вступит в силу, то неплательщиков за тепло и воду будут отключать от систем снабжения. Сейчас законодательством это запрещено. Впрочем, остается непонятным, как этот процесс можно реализовать технически, из-за преимущественно вертикальной "разводки" внутридомовых сетей. В таких условиях можно отключить или всех потребителей, включая должников, присоединенных к одной трубе (к "стояку") или весь дом. Татьяна Бойко пояснила РБК-Украина, что на этапе обсуждения законопроекта с международными организациями, они предлагали отключать весь дом, чтобы совладельцы жилья сами вели работу с соседями-должниками. "Но мы все понимаем, что в наших условиях это нереально, люди не договорятся, долг не будет уплачен, а исправные плательщики пострадают из-за должников. Поэтому в документе предусмотрена возможность отключать только коллективного потребителя", - уточнила эксперт.

Законодатели также упростили норму добровольного отключения от отопления. Сейчас действуют нормативно-правовые акты, запрещающие отсоединение отдельным квартирам – отключить можно лишь дом целиком. Такое ограничение предусмотрено для того, чтобы избежать разбалансировки внутридомовых коммуникаций. Для отключения нужно собрать подписи жильцов и пройти сложную бюрократическую процедуру. "На практике, есть дома, где больше половины квартир уже отключились от отопления, а остальные нет. Они получат право (а не обязанность, - ред.) отключиться от централизованной подачи тепла самостоятельно и перейти на индивидуальное теплоснабжение", - уточнила Бойко.

+ 0 -
  • 0
  • 37

Добавить комментарий