Коронавирус: уроки "испанки" для тех, кто сегодня борется с распространением Covid-19
За время исторических наблюдений эпидемии гриппа возникали достаточно часто, но 3-5 раз в столетие они принимали характер всемирного бедствия. Такие крупные эпидемии получили название ПАНДЕМИЙ (от греческого - «весь народ»).
В 1889-1892 годах произошла первая полностью задокументированная пандемия гриппа. В 1892 году немецкий учёный Рихард Пфайфер из мокроты заболевших выделил мелкую бактерию - палочку Пфайфера (гемофильную палочку, Haemophilus influenzae). Именно палочка Пфайфера была тогда признана возбудителем инфлюэнцы (гриппа). Истинные возбудители гриппа были открыты только в 1930-1940-е годы.
Самой массовой пандемией гриппа за всю человеческую историю стала «испанка» (или «испанский грипп»). Пандемия «испанки» началась в 1918 году, в конце Первой мировой войны. Откуда пришла эпидемия - точно не установлено, но, несмотря на название, Испания вовсе не была первичным эпидемическим очагом. По одной из версий первые случаи заболевания «испанкой» были зарегистрированы в 1918 году в США, а в Старый Свет инфекция попала вместе с американским воинским контингентом, направлявшимся для участия в боевых действиях на европейском театре военных действий.
Почему тогда свирепствовавший грипп назвали «испанкой»? Дело в том, что военная цензура воюющих сторон до определённого времени не допускала сообщений о начавшейся эпидемии, как в действующей армии, так и среди мирного населения. Поэтому первые известия о тяжёлой эпидемии поступили из нейтральной Испании в конце весны 1918 года. В Испании к этому времени было инфицировано 8 миллионов человек (39% всего населения страны!), переболел «испанкой» и король Альфонс XIII. После этих сообщений из Испании весь мир узнал о смертоносной болезни.
Вскоре командование Западного фронта было вынуждено представить цифры «умерших от легочной инфекции в частях действующей армии». Выяснилось, что людские потери от «испанки» многократно превышают число погибших на полях сражений и получивших ранения. Особенно болезнь не пощадила моряков: Королевский военно-морской флот Великобритании из-за высокой заболеваемости среди личного состава был вынужден прекратить своё участие в боевых действиях. Крайне высокие уровни заболеваемости и смертности отмечались в лагерях военнопленных.
Пандемия быстро захватила весь мир: зародившись на американском континенте, быстро перекинулась в Европу, перешла в Африку и Индию, а к осени 1918 года уже распространялась по территориям бывшей Российской империи.
Только за первые 25 недель эпидемии «испанская болезнь» привела к смерти 25 миллионов человек, а массовые перемещения войск стран-участниц Первой мировой войны привели к ускорению распространения пандемии. Один из ученых-медиков так описывал эпидемию «испанского гриппа»: «…Он не знает границ и странствует по всему земному шару безудержно. Австралия, Индия, Китай, Европа, обе Америки испытали на себе его тяжелую руку… Он опустошает не только ряды слабых и больных: наоборот, он склонен поражать сильных и здоровых. В наибольшем числе погибают молодые люди в полном расцвете сил, безразлично от пола…».
Пресса в разных странах искала причины возникшей эпидемии: то в «ядовитых выделениях от гниющих трупов на полях битв», то в «токсических испарениях от взорвавшихся ипритных снарядов». Сторонники «теории заговора» активно обсуждали версию германской диверсии: занесение инфекции через аспирин, произведенный немецкой фармацевтической фирмой «Байер». Но эпидемия «испанки» поразила и Германию, и «аспириновая» версия сошла на нет…
В Советской России была популярна версия «бактериологического оружия», которое применили враги революции против молодой Страны Советов. Ведь жертвой «испанки» стал председатель ВЦИК Я. М. Свердлов - второй человек в республике после Ульянова-Ленина. За время пандемии в России было зарегистрировано свыше 1 миллиона 250 тысяч случаев заболевания «испанкой» (с учётом революционного времени это далеко не полная статистика).
Медицинские службы мировых держав находились в растерянности: ведь в 1918 году нечем было ответить на пандемию «испанского гриппа» и человечество оказалось практически без защиты от страшной болезни. Ни вакцинации, ни противовирусной терапии тогда ещё разработано не было. Да и возбудителем инфлюэнцы считалась бактерия, которая, как позже выяснилось, не имела к болезни прямого отношения.
На первое место вышли противоэпидемические мероприятия санитарного характера - карантин, дезинфекция, личная гигиена, запрет на массовые мероприятия. Именно во время пандемии защитные тканевые маски стали широко использоваться не только медицинскими работниками, но и населением для предотвращения инфицирования и распространения инфекции.
Пандемия «испанки» гуляла по планете до весны 1919 года, когда начала постепенно затухать. А летом 1919 года уже не было зафиксировано ни одного случая заболевания – выработался популяционный иммунитет к «испанскому гриппу».
Итоги пандемии «испанки» впечатляют: по различным данным заболело от 500 до 600 миллионов человек (25-30% населения Земли), погибло от 50 до 100 миллионов человек (3-5% населения Земли). «Испанка» превзошла Первую мировую войну по количеству жертв: боевые потери в войне составили около 10 миллионов человек, потери мирного населения - примерно 20 миллионов человек. Некоторые историки считают, что именно «испанка» стала одним из главных факторов, способствовавших окончанию Первой мировой войны*.