Первые книги, изданные одесситами, или о правилах поведения благородных девиц и путешествиях
Первая книга в нашей стране была издана в 1574 году. А в Одессе первое печатное издание увидело свет менее чем через два десятка лет после ее основания, когда и города-то фактически еще не было.
Главным одесситы считали образование
Вероятно, Одесса действительно находится в каком-то особенно благодатном месте, которое с первых дней самым положительным образом действовало на ее жителей. Несмотря на то что население города состояло из людей самых разных национальностей и сословий, одесситы всегда во главу угла ставили образование. Книги пользовались здесь огромным спросом, и купцы Ширяев и Рубо даже открыли в городе книжные лавки, где можно было не только купить, но и взять почитать журналы и книги. Кроме того, в городе вскоре открылась первая публичная библиотека, которая способствовала просвещению бедных слоев населения. При таком отношении горожан к знаниям, было совершенно неудивительно, что в городе с несколькими десятками домов первым делом начинают печатать книги.
Кроме книг, которые издавались в Одессе, сюда ввозили большое количество литературы из-за границы. В обеих столицах бесчинствовала цензура, и многие произведения изымали, не пропуская дальше порта или вокзала. Одесса же находилась на окраине империи, куда любопытные глаза цензоров заглянуть не могли. В город ввозили даже запрещенную литературу, и Ришелье закрывал на это глаза. Более того, он перевез в город свою огромную библиотеку, в которой было немало книг, о которых даже упоминать было опасно.
Суровые правила для благородных институтов
Первая книга была напечатана в Одессе в 1814 году, и принадлежала она перу знаменитого аббата Николя. Показательно, что написана она была об образовании и воспитании подрастающего поколения и называлась «Начертание правил воспитания в обоих Одесских Благородных институтах». Речь в ней шла о правилах поведения в «девичьем» и мужском учебных заведениях. Книга написана в лучших традициях классического образования. В ней затронуты все вопросы воспитания и жизни учащихся, даже самые незначительные — о спальнях и учебных классах, расписании занятий и их продолжительности, науках, которые обязаны изучать ученики. Некоторым предметам даже посвящены отдельные главы. После прочтения книги становится ясно, что режим обучения «по методу Николя» был достаточно суровым, несмотря на то что сам аббат слыл человеком мягким и доброжелательным.
На родине аббат Николь был известным педагогом. Приехал он из Нормандии, где окончил иезуитскую коллегию и какое-то время там преподавал. Затем он был назначен инспектором по учебной части. Когда началась французская революция, посол в Константинополе пригласил его воспитателем к сыну и вывез из охваченной мятежом страны. Вместе с послом Николь попал в Россию и открыл в Петербурге пансион, который пользовался популярностью и уважением среди дворян. Однако аббат был католиком, и официальная церковь пристально следила за его деятельностью.
В 1811 году ему пришлось покинуть столицу и по приглашению Ришелье переехать в Одессу. Дело в том, что Ришелье мечтал создать в городе учебное заведение, которое приравнивалось бы к университету, а аббат Николь как нельзя лучше подходил на роль его директора. Эту идею поддерживали и горожане из высшего общества, которые придавали большое значение академическому образованию. В 1817 году был открыт Ришельевский лицей, и аббат стал его первым директором. Вот тут как раз и пригодилась «книга наставлений», напечатанная за три года до этого. А еще через три года орден иезуитов в России запретили, и аббату пришлось навсегда покинуть Одессу. Однако даже после его отъезда книга о воспитании не потеряла своего значения.
Сумароков предсказал Одессе блестящее будущее
За несколько лет до того как свет увидела книга аббата Николя, в 1799 году сын известного писателя Павел Сумароков получил высочайшее задание совершить путешествие на юг империи и составить подробную записку касательно нового города-порта. Историки считают, что идею путешествия по Бессарабии подсказал царю Дерибас, который очень хотел вернуться из столицы в родную Одессу. Результатом этого турне стала книга, которую Сумароков озаглавил «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году». Книга вышла в Москве через несколько месяцев после путешествия и стала одним из лучших свидетельств о жизни южных территорий в XVIII веке.
Издание послужило источником ценных сведений не только для историков прошлых поколений, однако ее уникальность была в другом — она стала первым печатным описанием Одессы. Кроме того, книга выполнила и еще одну благородную миссию. В столице в то время как раз решался вопрос, быть ли вообще Одессе, и книга Сумарокова послужила аргументом в пользу существования города. Именно Сумароков предсказал Одессе, которая в то время напоминала, скорее, местечковый город, чем европейский порт, что в будущем она составит нешуточную конкуренцию балтийскому порту Санкт-Петербурга: «Она (Одесса) по своему местоположению не только далеко превосходит все прочие наши порты в совместничество даже с Петербургским... она есть сосредоточением всей нашей торговли и надежным для Империи сокровищем».
Сикар считал Одессу самым свободным городом империи
Одессу с первых дней ее существования населяло много иностранцев, поэтому неудивительно, что «Письма об Одессе» были написаны французом Шарлем Сикаром на его родном языке. Это была небольшая книжица, в которой отражались все прогрессивные реформы, проводившиеся в Одессе. Впервые была напечатана в английском журнале «Библиотек британик», а издание на русском языке вышло в свет только через шесть лет. А еще эту книгу можно считать памятником экономической мысли XIX века.
В противовес войнам и агрессивной политике некоторых европейских стран Сикар приводит Одессу как «пример противоположного свойства». Он писал о ней как об одном из немногих свободных городов империи: «Вы обнаружите доказательство того, что благополучие народа, так же, как и любой личности, покоится в нем самом; что невозможно достигнуть этого средствами насилия...».
Сикар доказывал прибыльность расширения на юге империи иностранной торговли во всех смыслах. В своей книге он затронул также актуальную в то время тему порто-франко для всех наций и народов, когда Одесса стала чуть ли не первым городом Европы со свободной торговлей.
Шарль Сикар был близким другом Ришелье. В Одессу он приехал в 1804 году из Марселя. Меняя подданство, он изменил и имя и стал зваться Карлом Яковлевичем. Он был талантливым коммерсантом и очень богатым человеком. Именно Сикар открыл одну из первых в городе гостиниц, в которой останавливался Пушкин. Много лет Сикар был генеральным консулом в Ливорно, и погиб при кораблекрушении по пути из Одессы в Константинополь в 1830 году. Впрочем, существовала версия, что он сымитировал свою гибель, чтобы скрыться от кредиторов.
Кроме «Писем об Одессе», Сикар оставил воспоминания о городе в период правления Ришелье. Он писал: «...из бедной деревушке Гаджибей, окруженной пустынными и необработанными степями, город сей... сделался в столь короткое время самым цветущим торговым городом в Европе».
История Одессы вышла в Париже
До Сикара историю Новороссийского края по поручению Ришелье составлял барон де Габриэль де Кастельно д’Орос. В нашей стране его имя сократили, а титул «подправили», и он стал зваться маркиз де Кастельно. Маркиз переехал в Одессу в 1803 году и поселился в Дальнике. Он стал собирать документы по истории и современному положению Новороссийского края. Однако его труд был более монументальным — в трех томах, которые увидели свет в 1820 году в Париже, сообщает [media=https://odessa-life.od.ua/article/9296-Pervye-knigi-izdannye-odessitami-ili-o-pravilah-povedeniya-blagorodnyh-devic-i-puteshestviyah]