Потерпевший крушение буксир был частью Великого табачного контрабандного пути
В СМИ неоднократно говорилось об истории кораблекрушения, в которое 19 ноября в районе Тендровской косы попал буксир «Параллель».
С него сняли экипаж и отвезли в Очаков. Сначала сообщалось, что он шел в Скадовск, потом, что из Херсона в Одессу. Очевидно, эту путаницу развели спасенные с буксира члены экипажа. И вот почему: на самом деле буксир «Параллель» шел не просто так, а тянул в сторону с грузом контрабандных сигарет. Баржу с сигаретами потом отдельно от буксира вынесло к берегу. Там ее нашли и взяли под охрану.
Эта история дала повод журналистам взяться за большое расследование, которое опубликовал Александр Сибирцев на сайте Страна под названием «Великий табачный путь. Как работает грандиозный бизнес по морской контрабанде сигарет из Украины в ЕС»:
"Ночью, 19 ноября, у берегов Одессы буксир "Параллель" во время шторма потерял баржу UDP-DM-2309-УДП зарегистрированную в Дунайском пароходстве. Экипаж буксира подал сигнал SOS и был снят с судна танкером "Аркадия". А неуправляемую баржу прибило к берегу в рыбпорту между Черноморском и Одессой.
На борту было обнаружено 10 тысяч коробов сигарет (5 млн пачек) без акцизных марок. По показаниям экипажа буксира моряки тянули баржу из Голой Пристани в Скадовск. Однако содержимое трюмов - сигареты без внутренних акцизных марок, говорит о том, что к одесским берегам штормом прибило рекордный улов контрабанды.
Что это за схема, на которой зарабатывают огромные деньги весьма влиятельные люди в Украине, разбиралась "Страна".
Сигареты не из Крыма
В интернете появилась версия о том, что сигареты якобы были погружены в море у берегов Крыма - груз имеет российское происхождение. Версию озвучил блоггер Юрий Бутусов в своем Facebook.
Фото: facebook.com/butusov.yuriy
Дескать, сигареты производятся в Крыму специально для контрабанды в Европу через Украину. В Украине, по этой версии, логистику контрабанды обеспечивают одесские контрабандисты.
В тоже время, по информации источников "Страны" в СБУ, ведущих расследование по рекордному "улову", на самом деле баржа UDP-DM-2309-УДП ещё 15 ноября была загружена сигаретами в Николаевской области.
"Это так называемый "морской трафик" контрабанды сигарет в ЕС. Сейчас отгруз курева идет не из России, а из Украны - с подпольных табачных фабрик, а также из неучтенной продукции вполне официальных сигаретных предприятий. До 2017 года половина контрабанды в Европу составляла продукция фабрики "Хамадей" из Донецка и фабрики "Донтабак" из Ростова.
Другую половину производили в Украине. Из так называемых "республик" сигареты провозили в Украину через "зеленые коридоры" через КПП в АТО. Затем ситуация изменилась - в 2017 году границы для крупных грузов перекрыли. Но к этому моменту у табачной мафии, которая зарабатывает на контрабанде, уже был готов резервный плацдарм в самой Украине. Сейчас центр подпольного производства контрафактных сигарет находится в Херсонской, Кировоградской, Николаевской и Днепропетровской областях.
Большая часть продукции предназначена для контрабанды в Европу - там от продажи сигарет поднимается до 200 % прибыли. И самые крупные объемы контрабанды отправляются именно морем - чаще всего в Румынию" - пояснил "Стране" один из сотрудников СБУ.
Кто прикуривает от контрабанды
В Украине сложился полный цикл табачного бизнеса - от выращивания самого табака, до производства сигарет и отправки их за границу. Производством контрафактных сигарет грешат как подпольные фабрики (несколько которых в прошлом году было обнаружено только в Херсонской области) так и крупные производители сигарет.
О производстве контрафактных сигарет в Желтых Водах Днепропетровской области свидетельствует расследование журналистов "Схем".
По "странному" стечению обстоятельств, конечные бенефициары производства в Желтых Водах тесно сотрудничают с партией "Народный Фронт", отмечается в расследовании "Схем".
"Производством "левака" грешат и другие крупные производители, - говорит "Стране" источник в СБУ. - Ежегодно на украинских табачных фабриках производится значительно больше сигарет, чем они закупают акцизных марок у государства. Одна треть "левака" уходит в западную Украину, где переправляется в Польшу и Венгрию по суше. Но две трети контрафактных сигарет перевозят "великим морским табачным путем" - через Николаев, Очаков и Херсон. Таможня "в теме" - за это они получают до 10% от прибыли.
По нашей информации, по морю в Европу ежемесячно перевозят около 10-15 миллионов пачек сигарет. Так что "одесский улов" в 5 миллионов пачек - это лишь малая часть контрабанды. Морская схема контрабанды проста - в Николаевской или Херсонской областях суда, как правило, "ржавые корыта" типа река-море, или баржи, грузят сигаретами, которые оформляются якобы для "внутренней" транспортировки - в Одессу или Черноморск. Причем лишь верхние слои пачек сигарет в коробах для "приличия" оклеены акцизными марками. И то, как правило, фальшивыми - производство акциза тоже происходит в Украине на подпольных типографиях. Таможня этого "не видит" и оформляет все без проблем.
Затем судно выходит поближе к границам нейтральных вод. В этой части маршрута откаты получают внезапно "потерявшие зрение" пограничники. Далее, к судну подходят румынские или болгарские суда. И либо перегружают прямо в море, либо перецепляют баржи с контрабандой. За эту часть логистики отвечает так называемый "греческий" клан воров в законе. То есть это международный синдикат, каждая часть которого отвечает за свой участок маршрута и реализацию. При себестоимости нелегального производства в Украине одной пачки в 5-7 гривен, конечная стоимость реализации контрабанды оптом в Болгарии или Румынии - до 2 евро за пачку, приносит 200, и а то и 300% прибыли.
В месяц чистая прибыль от контрабанды достигает от 10 до 20 миллионов долларов. Наша служба получает оперативную информацию о таких схемах, мы знаем, кто этим занимается, но предъявить что-либо мы не можем - крыша и владельцы этого бизнеса сидят в Верховной Раде и занимают должности в правительстве. Также откаты от всей "цепочки контрабаса" получают все в равных частях. Многие мои коллеги в "теме" этого бизнеса, таможенники, пограничники, губернаторы областей, руководство портов и владельцы судов. Сунуться туда - это значит потерять моментально должность", - утверждает офицер спецслужбы.
К слову, версию "российского" происхождения сигарет на барже UDP-DM-2309-УДП, источник "Страны" в СБУ назвал "смешной".
"Граница между Крымом и Украиной сейчас - священная корова. Если бы кто-то тянул туда-сюда баржи, это бы давно стало известно нашим западным партнерам - средства спутниковой разведки сейчас мониторят территорию Крыма и воды вокруг полуострова более чем тщательно. К тому же себестоимость производства сигарет в Крыму сейчас выше, чем в Украине. Об этом говорят попытки провоза сигарет из Украины в Крым, а не обратно. В этом году было задержано две фуры на КПП из Украины в Крым.
Сигареты, которые были найдены на барже - марок Marshal и Marble, сейчас нелегально производятся повсюду в Украине - подпольных фабрик в каждой области по три-четыре. Купить в интернете оптовую партию этих марок сигарет, хоть миллион пачек, в Украине можно в любой момент - если хотите - посмотрите в Google. Усложнять логистику контрабанды - тянуть сигареты из Крыма, не в правилах организованных преступных группировок. Лидеры контрабандистских ОПГ понимают, что наладив такие схемы с Крымом, они могут влезть в высокие политические сферы.
Зачем им это делать, если все необходимая цепочка - от выращивания табака до производства сигарет, до договорняков с таможней и погранцами, уже созданы и действует внутри Украины?" - говорит источник "Страны"".