Андрей Новичков дал первую пресс-конференцию
После двух лет заключения в иранской тюрьме одесский моряк-старпом Андрей Новичков вернулся на родину. 10 января самолет с Андреем приземлился в Киеве. На следующий день он уже встречался с журналистами в родном городе.
Одесскому моряку грозила смертная казнь. Его обвиняли в убийстве гражданина Ирана, который 17 января 2017 года выпрыгнул за борт иранского судна Arezoo, на котором Андрей Новичков работал старпомом. Он же стал единственным свидетелем происшествия и первый поднял тревогу. По прибытии в Иран Новичкову сразу же было предъявлено обвинение в убийстве.
- У них это нормальная практика, по иранскому законодательству. В нашем мире любой моряк может оказаться в такой ситуации, - отметил Андрей Новичков.
Моряк рассказал, что по пути в Иран у него была возможность сойти в китайском порту, но он не стал этого делать, поскольку был уверен в своей невиновсти. К тому же такие действия могли быть восприняты как попытка к бегству. Также, уже будучи в заключении, Андрей Новичков отказался и от предложения принять ислам ради помилования.
Есть такой закон. Если обвиняют в убийстве, и нет свидетелей, то верующий мусульманин может положить руку на Коран и поклясться 50 раз, что он этого не делал. Тогда его отпускают. У меня не было ни свидетельств, ни доказательств. Но я подумал, что это не совсем правильно, в моем понятии, это приблизительно, как предать родину. Если ты уже христианин, то христианин.
- отметил Андрей Новичков.
Ситуацию усугубляло и то, что против Андрея Новичкова выступили и родственники погибшего. Перед смертью моряк писал своим родным о том, что старпом оказывает на него давление, предъявляет излишние требования.
Все эти годы дома Андрея Новичкова ждала его бабушка Елена Николаевна Вирановская. И не просто ждала. Именно она первая подняла тревогу и стала стучать во все двери с просьбой помочь ее единственному внуку. За это время она написала более 900 обращений в разные инстанции.
Около года назад бабушка Елена Вирановская решила обратиться за помощью на прием к народному депутату Украины Сергею Кивалову. С тех пор, парламентарий взял это дело под личный контроль. Только после направленных им депутатских запросов в Министерство иностранных дел, Генеральную прокуратуру дело сдвинулось с мертвой точки.
Пришлось провести много переговоров как с украинскими, так и иранскими чиновниками. Были задействованы все возможные рычаги, чтобы привлечь как можно больше людей на сторону спасения Андрея.
Мотивы обвинения, как оказалось, так же имели и политический контекст. Иранская сторона потребовала в обмен на освобождение Новичкова выпустить из заключения иранского гражданина Али Джадуеля, которого в Харькове осудили на 11 лет за шпионаж в пользу Исламской Республики.
Несмотря на имеющиеся показания экипажа судна о невиновности и непричастности одессита к произошедшей трагедии, он больше года находится под следствием и под подпиской о невыезде.
Тем временем продолжалась работа по спасению нашего соотечественника. Эта проблема громко прозвучала в стенах Верховной Рады на брифинге, в котором приняли участие Сергей Кивалов и бабушка пленного моряка Елена Вирановская.
- Моему внуку угрожали расстрелом или повешением, предлагали принять ислам, чтобы изменить меру пресечения на более мягкую, но Андрей отверг эти предложения, считая себя невинно пострадавшим, - рассказала Елена Николаевна.
Сегодня обвинения с Новичкова полностью сняты, и дело закрыто. Это дает возможность ему и дальше продолжить свою морскую карьеру.
- Я могу прямо смотреть в глаза людям, а не прятаться, - отметил Андрей Новичков.
Также моряк опроверг информацию о сборе средств, якобы для оплаты долгов его бабушки, которая потратила много денег на его спасению. По словам Андрея Новичкова он не имеет к этому никакого отношения.