Наблюдатели обеспокоены активность одесского губернатора по раздаче 1000 гривен
Наблюдатели ОПОРЫ обеспокоены активностью Одесской областной государственной администрации с массовых выплат единовременной материальной помощи в избирательный период и призывают тщательно пересмотреть подход к практике предоставления социальной поддержки незащищенным слоям населения во время выборов.
В Одесской области по меньшей мере в 9-ти районах (Балтский, Беляевский, Березовский, Белгород-Днестровский, Великомихайловский, Измаильский, Раздельнянский, Тарутинский, Николаевский р-ны) происходит сбор заявлений граждан на получение единовременной материальной помощи в рамках областной комплексной программы социальной поддержки населения на 2018-2020 гг. Заявления составляются на имя председателя Одесской областной государственной администрации, собираются через управление социальной защиты, в учреждениях и учреждениях коммунальной или государственной формы собственно сти (школы, коммунальные предприятия, помещения центров предоставления административных услуг), либо через сельских голов. Критерием для подачи заявления на получение единовременной материальной помощи гражданами является доход, состоящий исключительно из минимальной пенсии.
Достоверно известно, что 21 декабря 2018 г. в Областную комплексную программу социальной поддержки населения на 2018-20 гг были внесены существенные изменения: увеличен общий объем финансирования из 87146000 до 190444000. До самой программы было добавлено мероприятие, которое не предусматривалось предыдущими версиями программы: «Единовременная денежная помощь отдельным категориям граждан, наименее защищены на уровне государства и области». На финансирование этой статьи был назначен 90 млн грн. Таким образом, из 103 млн. грн., на которые увеличено финансирование, 90 млн.грн. предназначено для оказания единовременной материальной помощи, без четкой идентификации конкретных категорий граждан.
ОПОРА обращает внимание, что, несмотря на то, что на мероприятиях по сбору заявлений на получение единовременной материальной помощи, на которых присутствовали наблюдатели, любые проявления агитации отсутствовали, сама по себе массовость явления является опасным прецедентом во время избирательного процесса. Указанные мероприятия охватывают значительный слой избирателей и, в конечном счете, могут косвенно влиять на результаты волеизъявления граждан, что противоречит базовым правам граждан на формирование свободного и информированного выбора, закрепленного ст. 6 Закона Украины «О выборах Президента Украины».
Кроме того, массовость явления в совокупности с новыми бюджетными назначениями для предоставления одноразовой материальной помощи непосредственно перед началом избирательного процесса, и оказание единовременной материальной помощи во время избирательного процесса широким слоям населения, которые не были запланированы мерами по реализации политики социальной защиты населения в долгосрочной перспективе в избирательному период, могут содержать признаки злоупотребления финансовыми административными ресурсами.
Под злоупотреблением административными ресурсами понимаются любые преимущества, которые получают конкретные кандидаты или партии из-за использования своих полномочий, либо через связи с институтами государства, для получения преимущества над другими кандидатами в избирательной гонке.
Под административными ресурсами, в свою очередь, понимаются любые человеческие, финансовые, материальные и нематериальные ресурсы, преимущества доступа к которым связанные с занятием должностей в качестве выборных или государственных должностных лиц.
Возможность вносить существенные изменения в бюджетных назначений, которые будут иметь влияние на широкие группы населения, а также оказывать материальную помощь при выборе связана с доступом к таким ресурсам только тех кандидатов, которые занимают государственные должности, или имеют прямое влияние на государственные институты. Как следствие, запуск масштабной акции по оказанию единовременной материальной помощи широким слоям населения во время избирательного процесса может рассматриваться как вид злоупотребления финансовыми административными ресурсами.
Действующее национальное законодательство о выборах не содержит четкой идентификации возможных злоупотреблений финансовыми административными ресурсами, что затрудняет правовую оценку в текущем правовом поле. Тем не менее, преимущества по управлению финансовыми ресурсами и возможности их использования для воздействия на результаты волеизъявления граждан входят в противоречие с базовым принципом выборов - «равенством», и, как следствие, препятствует реализации права всех кандидатов на равенство возможностей в избирательном процессе, закреплено ст. 3 Закона «О выборах Президента Украины».
Как указано в Докладе о злоупотреблении административными ресурсами во время избирательных процессов Венецианской комиссии, если отсутствует специальное законодательство по этим вопросам, публичная власть должна действовать на основе этических принципов, гарантируя равные условия для всех участников политической конкуренции.
Таким образом, ОПОРА считает, что избирательный процесс не уместно время для реализации новых мер по массовых единовременных выплат широким слоям социально незащищенных слоев граждан и призывает Одесскую областную государственную администрацию прекратить практику сбора заявлений от граждан для предоставления одноразовой материальной помощи в рамках новых мероприятий областной комплексной программы поддержки населения на 2018-2020 годы «Социальная защита населения в Одесской области», утвержденных решением Одесского областного совета от 21 декабря 2018 года, к установлению результатов выборов Президента Украины.