Ботвинов посвятил концерт в филармонии памяти своего учителя
Известный одесский пианист Алексей Ботвинов представил зрителям новый проект «CREDO», который состоялся в Большом зале одесской филармонии и посвящен памяти педагогу Анатолию Александровичу Кардашеву.
«Когда мой первый педагог, Серафима Могилевская уехала в Москву, она меня в буквальном смысле передала Анатолию Александровичу Кардашеву. С тех пор он не пропускал ни одного моего концерта в Одессе», — рассказывает Алексей Ботвинов. — Для меня, он, прежде всего образец благородства и вкуса. Это тот камертон, мнение которого для меня было важно. Последние двадцать лет он мне уже ничего не советовал, но взглядом мог сказать, что это хорошо, а вот здесь подумай еще.. Его очень не хватает».
В декабре месяце Алексей Ботвинов стал думать над форматом предстоящего концерта, который хотел устроить в его честь. Какую подобрать программу для человека, который всю жизнь посвятил музыке? Быть честным перед музыкой — это было его кредо. Анатолий Александрович в этом отношении был неумолим. Солирующий рояль, сжатый разговор о Главном и личный диалог с каждым слушателем. Воздействовать должна только музыка. Это то, что по словам пианиста по достоинству оценил бы Кардашев. К сожалению, так совпало, что концерт уже посвящён памяти учителя. Профессор ушел из жизни в январе месяце 2019 года.
«Однозначно я хотел поиграть Баха — истоки и основа всего музыкального наследия. Но что еще? Однажды ко мне подходит знакомый и спрашивает — слышал ли я о композиторе Юрии Ханон? Я ответил ему, что точно слышал, но это было так давно, еще во времена моей учебы в аспирантуре в Москве. Тогда вышел фильм Сокурова «Затмение», который, к сожалению, не произвел на меня впечатления, но музыка меня впечатлила очень. Еще долгое время она бесконечно крутилась в моей голове. Потом я узнал, что автор, студент консерватории, получил за нее премию европейского Оскара. Но потом он как-то пропал. Да и я уехал. И вот именно сейчас, когда я думал о программе предстоящего концерта, фамилия этого композитора всплывает», — делится Ботвинов.
«Меня заинтересовала его история, затворнический образ жизни. Стал искать его произведения в интернете, нашел Среднюю Симфонию. Сразу понял, что это очень близко мне. Пытался через знакомых музыкантов найти контакты, но, к сожалению, Юрий Ханон обрывает все попытки.
Тогда я решаю самостоятельно выйти на него, через официальный сайт. Написал о себе и сказал, что хотел бы исполнить его произведения. Буквально не следующий день, получаю ответ, в результате чего, у нас завязывается диалог и Юрий дает разрешение на исполнение. Мы вместе согласовали программу. Вот так по невероятному стечению обстоятельств возникает программа концерта», — рассказывает подробности Ботвинов.
Концерт прошел на одном дыхании, несмотря на то, что прошел он в одном действии и без антракта. Но, тем не менее, его следует разделить на две части. В первом отделении, прозвучал Иоганн-Себастьян Бах – 4 прелюдии и фуги из первого тома «Хорошо Темперированного Клавира», до мажор, до минор, до диез минор, ре минор и Партита №6 ми минор. Эпохальный двухтомник, содержащий по 24 прелюдий и фуги считается одним из важнейших произведений в мировой музыкальном пространстве. Его считают зашифрованным посланием, где передается глубокое религиозное философское содержание.
«Если бы вся музыкальная литература – Бетховен, Шуберт, Шуман исчезла, это было бы крайне печально, но если бы мы потеряли Баха – я был бы безутешен» (Иоганнес Брамс).
Бах подарил вдохновение, а проникновенное исполнение солиста действительно настроило на внутренний диалог с собой. Во второй части концерта состоялась мировая премьера композитора-отшельника, нашего современника Юрия Ханона: прозвучали пьесы из циклов «50 этюдов для упавшего фортепиано», «Смутные пьесы неясного происхождения», «Окостеневшие прелюдии».
Юрий Ханон также известен, как писатель, философ, пианист, художник. Он отличается жесткой позицией и замкнутым образом жизни. Он не принимает сторонние правила, созданные для него, (или за него), но он создает свои. Его книги разобрали на цитаты, а его музыка в буквальном смысле будоражит и встряхивает слушателя. В ней слышится ирония, стеб, самобытность и некий потусторонний смысл. Музыкально-филосовское учение, которое способно запустить внутренние процессы работы над сознанием. На концерте, в привычном зале филармонии нас ожидали непривычные чувства и эмоции для этого места. Музыка ввела нас в медитативное состояние. Я была свидетелем, когда зал затаил дыхание и молчание сменилось подлинной «театральной тишиной».
Как словами объяснить и расшифровать музыку. На это способны лишь чувства. Музыка усваивается подсознанием, причем полностью. Она смягчает нравы. Несмотря на достаточно простые средства, с помощью которых она создается ее меседж позволяет нам постигнуть нечто абстрактное – мы понимаем, что искусство овладения преображает обычных людей. Мы можем обожествлять личность музыканта, но мы знаем, что на самом деле, не он создает музыку, а музыка создает его: если он внутренне свободен и чист, его душа открыта и настроена на нужную волну, невидимое овладевает им и через него становится доступным всем нам. Еще Бродский говорил, что главное — это величие замысла, постичь его мы можем через таких проводников, которые путем искусства пытаются балансировать наше общество.
Вы только представьте, будучи студентом, получить столь высокую награду. Какое блестящее будущее ожидало молодого и уникального композитора? Но Юрий Ханон осознанно отказывается от славы и привилегий и уходит в затворничество. То, что он живет отстранённым способом жизни — это его право, но то, что он скрывает свое искусство – это уже преступление. Убеждена, если композитор Юрий Ханон откроет миру свои творения, то они несомненно окажут влияние на многих современных композиторов.
Это был исключительный концерт, не только в эмоциональном смысле, а еще и в социально значимом. Подумать только, музыка композитора не звучала более двадцати лет, и вот, Юрий Ханон делает исключение сегодня для нас. Возможно, это продиктовано тем, чтобы наше общество, как никогда нуждается в осознанном выборе: «Победи себя самого. Возможно, это единственный способ не остаться среди проигравших» (Юрий Ханон).