ЧП в УДП растет: моряки грозятся перекрыть Дунай
На днях моряки-дунайцы направили письмо министру инфраструкутуры Владимиру Омеляну и его заму, а также премьер- министру Украины Владимиру Гройсману с призывом вмешаться в конфликт, который уже несколько месяценв не дает нормально работать Украинскому Дунайскому пароходству. Приводим текст обращения инициативной группы.
«11 июня 2019 года мы, заручившись подписями практически всего плавсостава экипажей судов транспортного и пассажирского флота УДП, отправили обращение на имя Президента страны, руководству СБУ и НАБУ. В нем мы выразили возмущение постоянными задержками выплаты инвалюты взамен суточных, также вскрывшимися вопиющими фактами коррупции нового руководства УДП – команды председателя Правления Дмитрия Чалого. Были высказаны предложения по нормализации ситуации в компании.
Первая реакция на наше обращение уже есть: получена информация СБУ о том, что оно направлено в Военную прокуратуру Белгород-Днестровского района Южного региона и приобщено к уголовному делу № 42019161020000015 от 23.04.2019 г. Мы с нетерпением ожидаем официальных ответов и от других адресатов, надеемся их получить в установленные законодательством Украины сроки.
ЧАО УДП – акционерное общество, 100 % акций которого принадлежит государству в лице Фонда госимущества и передано в управление Министерству инфраструктуры (МИУ).
В нашем понимании, именно МИУ сегодня переданы права собственника, т.е. управления или как минимум контроля. К глубокому сожалению, мы не чувствуем никакого участия профильного министерства в деятельности нашего предприятия, особенно в части контроля».
Далее моряки указывают причины, по которым деятельность Дмитрия Чалого на посту председателя правления ЧАО «УДП» снискала их негативную оценку.
- «Дмитрий Сергеевич был назначен на должность председателя Правления без конкурса, по, так сказать политическим мотивам, о чем Вами, господин министр, заявлено даже в СМИ (https://www.epravda.com.ua/rus/news/2018/09/17/640673/ ). Кроме того, мы располагаем информацией, что назначение Дмитрия Чалого на должность и.о., а затем и без указанной приставки, не было согласовано с Национальным агентством по вопросам предотвращения коррупции (НАПС), чем также было нарушено действующее законодательство.
- Министерство выдает разрешения на продажу/списание имущества по ценам, которые просто удивляют. К примеру, продажа т/х «Николай Савицкий» за 3,4 млн гривен (без учета НДС). При этом, даже под порезку на металлолом в Турции ( Алиага ) на условиях FOB (от англ. Free On Board — франко борт, буквально — бесплатно на борт судна. – А.Л.) порт Измаил это судно, исходя из его основных параметров, стоит в два раза дороже. Ранее суда такого типа продавались по цене 300 тыс. долларов плюс стоимость ГСМ на борту.
- Министерство не предприняло никаких действий после скандального задержания советника председателя Правления УДП Марка Кривопальцева на взятке в 100 тыс. долларов. Это была часть «материального вознаграждения» в 260 тыс. долларов именно за продажу т/х Николай Савицкий ( случай был освещен в ряде СМИ ). Таким образом, министерство фактически закрыло глаза на этот коррупционный скандал и способствовало доведению до финиша задуманную руководством пароходства (а может, и крышуемую руководством министерства? ) схему воровства при продаже государственной собственности. А ведь было достаточно просто отменить приказ на продажу и разобраться в ситуации.
- По имеющейся у нас информации, в настоящее время готовится приказ министерства на продажу трех морских судов УДП. Это теплоходы «Татарбунары», «Килия» и «Виану-ду-Каштело». При этом мы имеем сведения о запросах надежных фрахтователей, готовых инвестировать в ремонт и ввод судов в эксплуатацию. Иными словами,возможность указанные суда реанимировать и сохранить их для Украины, что весьма значимо в условиях военных действий на Востоке страны, наличии мобилизационных планов и фактическом отсутствии в государственной собственности другого морского грузового флота.
Мы понимаем, что это не задача министерства - вмешиваться в ежедневную хозяйственную деятельность предприятия. Поскольку назначен руководитель, в дальнейшем это его функция и ответственность. При этом мы также понимаем, что функцию контроля у министерства никто не отнимал, скорее, наоборот, совершенно логично, чтобы собственника интересовало реальное, подчеркиваем – РЕАЛЬНОЕ, А НЕ ПО ПОБЕДНЫМ ДОКЛАДАМ, состояние дел на принадлежащем ему предприятии. Такого контроля нет. А в это время, назначенный Вами руководитель, вместе с приведенной им в компанию круковской командой за полтора года нахождения у власти реструктуризировали бизнес таким образом, чтобы со всего получать «левые» деньги. Назовем только самые вопиющие примеры:
- «прокладка» между фрахтователем и пароходством по пассажирским судам - компания V.O. Partner Словакия. Это обернулось оттоком средств из УДП в размере не менее 1 млн евро за навигацию;
- изменение системы работы «ХОСП (хозрасчетное обособленное структурное подразделение – А.Л.) Подменный экипаж», передача функций подмены на компанию ДССС+ (создана 26.02.2019 г., работу начала 01.03, уставной фонд - 1 тыс. гривен ), потеря доходов «ХОСП Подменный экипаж», а значит и пароходством, в сумме около 0,5 млн. евро в год;
- в 2018-м году договор между компанией ДСС Панама (100 % дочерней компанией УДП и близкой к новому руководству шотландской офшоркой Linestar) по замывке флота ДСС в Венгрии. Согласно документу, по фиктивным актам выполненных работ и инвойсам со счетов ДСС на компанию Linestar поступило около 100 тыс. евро. При этом работы выполнялись экипажами судов, что входит в их должностные обязанности по договору найма и оплате не подлежит.
При явных сигналах коррупции в УДП, информации в СМИ, обращениях в НАБУ и прочие инстанции имеем гробовое молчание и полное бездействии как лично Вас, господин министр, так и Вашего «зама по коррупции» господина Лавренюка. И это при Ваших с ним частых заявлениях о реформаторстве, борьбе с коррупцией. Не верим!
Профсоюзный комитет пароходства ручной и молчит, береговой состав предприятия, особенно в связи с предстоящим сокращением, запуган и молчит, министерству все проделки нынешнего руководства безразличны. Если и мы, работники плавсостава, оставим ситуацию без изменений, пароходство будет обескровлено и уйдет с молотка за бесценок.
Если это цель команды Чалого, а министерство при этом наблюдает картину со стороны и молчит, а скорее помогает, то мы, проработавшие в УДП по нескольку десятилетий, выросшие в компании от матросов и мотористов до капитанов и старших механиков, такого развития событий не допустим.
Заявляем, что первичные причины нашего протеста – задержки выплаты инвалюты, замораживание окладов, изменения системы трудовых отношений флот – берег как были, так и остаются важными для нас. Мы зарабатываем деньги, хотим их вовремя получать и иметь возможность обеспечивать наши семьи. Параллельно с этим на сегодня также важно закрыть пути вывода средств из компании, остановить продажу за бесценок ее активов, навести в компании элементарный экономический порядок».
Завершая свое письмо, моряки требуют от профильного министерства проведения независимого аудита, с включением в состав группы представителей СБУ и НАБУ, экспертов, знающих как работу судоходных компаний вообще, так и УДП в частности. Кроме того, активисты настаивают на отстранении на время аудита Дмитрия Чалого от исполнения им служебных обязанностей, назначения независимого и.о., с кандидатурой которого плавсостав будет согласен. Авторы письма уточняют, что кандидаты на руководящую должность у них есть.
«При непринятии срочных, согласованных с нами мер, плавсостав оставляет за собой право объявить забастовку, вплоть до остановки движения судов на всем протяжении Дуная, привлечения иностранных СМИ и придания этой ситуации огласки во всех Придунайских странах», - предупреждают моряки-дунайцы.
На фоне непростой ситуации, сложившейся в УДП, руководство предприятия затеяло оптимизацию штата с перераспределением обязанностей. Об этом свидетельствует документ от 9 июля текущего года, оказавшийся в распоряжении Бессарабского медиа-холдинга.
11 июля первичная профсоюзня организация ЧАО «УДП» во главе с Виталием Татарчуком направили письмо Дмитрию Чалому. В нем идет речь о том, что еще в середине июня его, как главу правления УДП, настоятельно просили в ближайшее время провести общее собрание трудового коллектива.
«Несмотря на обостряющуюся напряженность в коллективе, никакой реакции с Вашей стороны озвучено не было», - говорится в письме.
Инициативная группа считает, что, если руководитель УДП до сих пор не прокомментировал и не опроверг широко тиражируемые ими в СМИ сведения с примерами злостных нарушений, то это косвенно указывает на их достоверность.
Приводим цитату из обращения профсоюза к Дмитрию Чалому:
«… все обнародованные негативные примеры в деятельности предприятия являются чрезвычайно серьезными и обязательно требуют открытой и объективной оценки независимо от политической конъюнктуры. Это является принципиальной позицией профсоюзного комитета! И в этом профсоюзный комитет поддерживает призыв инициативной группы о проведении компетентной ревизии деятельности администрации!».
Профсоюзный комитет в очередной раз настоял и призывал Дмитрия Чалого провести собрание трудового коллектива до 19 июля 2019 года. В противном случае профсоюз намерен напрямую обратиться в Министерство инфраструктуры и правоохранительные органы с требованием безотлагательно провести компетентную ревизию деятельности предприятия.
Напомним, в начале июня капитаны теплоходов УДП направляли письмо Президенту Украины Владимиру Зеленскому с аналогичными просьбами переломить ситуацию на предприятии, обернувшуюся большими долгами по зарплате и системными проявлениями коррупции в результате деятельности руководителя Дмитрия Чалого и его команды. Кроме того, инициативная группа в соцсетях не раз обращалась к мэру Измаила Андрею Абрамченко и председателю Одесского областного совета Анатолию Урбанскому с просьбой обратить внимание на ситуацию в Украинском Дунайском пароходстве. Однако пока ни ответа, ни помощи не получили.