Морское пиратство 2019: зарегистрированных случаев становится меньше
Об этом свидетельствует доклад Международного морского бюро (IMB).
Информационный центр пиратства IMB (IMB PRC) получил 119 сообщений об инцидентах за девять месяцев 2019 года, по сравнению со 156-ю за тот же период прошлого года. За три квартала текущего года пиратам удалось попасть на борт 95 судов, по десяти они открыли огонь, еще столько же пытались захватить, четыре – угнали. В заложниках у захватчиков в 2019 году оказались 49 моряков против 112 – в 2018 году.
Из отчета видно, что в общем активность пиратов снижается, но тем не менее количество инцидентов, связанных с применением огнестрельного и холодного оружия остается неизменным. Так, в 2019 году было зарегистрировано 24 нападения, когда преступники угрожали ножами, и 35 – огнестрельным оружием. От прошлого года цифры мало отличаются: 25 и 37 случаев соответственно. Полученные за девять месяцев статистические данные продолжают беспокоить морскую общественность в связи с сохраняющейся угрозой безопасности моряков.
Гвинейский залив
Несмотря на то, что по всему миру случаев пиратства стало меньше, Гвинейский залив остается зоной высокого риска. На регион приходится 86% заложников и около 82% похищений моряков во всем мире.
В июле 2019 года с судна для перевозки генеральных грузов пираты взяли в плен десять членов экипажа. Их освободили только через четыре недели. Другие два случая произошли в августе на якорной стоянке Дуала (Камерун) с разницей в один час. С одного теплохода преступники похитили девятерых человек, с другого – «MarMalaita» – восьмерых из 12-ти членов экипажа. Среди заложников оказались и россияне. Все семнадцать моряков были вызволены из плена спустя шесть недель. Оба инцидента демонстрируют масштабы пиратской активности в Гвинейском заливе и то, что все типы судов уязвимы для атак. К слову, в 2019 году в Лагосе зарегистрировано 11 инцидентов, что является самым высоким показателем среди портов по всему миру.
– Гвинейский залив продолжает вызывать озабоченность в связи с пиратством и вооруженными нападениями, причем масштабы и частота похищений членов экипажа увеличиваются, – сказал Поттенгал Мукундан, директор IMB. – Важно, чтобы капитаны и судовладельцы продолжали сообщать обо всех реальных и подозрительных инцидентах, чтобы отрасль располагала точной картиной происходящего в регионах и смогла предпринять меры для сдерживания преступников».
Индонезия
Между тем в докладе бюро говорится о снижении общего числа инцидентов, связанных с пиратством, в Индонезии. Так, за девять месяцев 2019 года зафиксировано 20 нападений на суда. В течение последних пяти лет Индонезии постепенно удалось снизить количество происшествий. Еще в 2015 году сообщалось о 86 фактах пиратства в течение третьего квартала. Впечатляющие показатели можно объяснить обменом сведений между индонезийской морской полицией и Информационным центром пиратства IMB.
Сомали
Некогда самый опасный регион для торгового судоходства сегодня – чуть ли не самое безопасное место. В Сомали не зарегистрировано ни одного инцидента в течение трех кварталов текущего года. Но все может измениться в любой момент: если прекратится сдерживание, которое обеспечивают военно-морские силы разных стран, то со стопроцентной вероятностью сомалийские пираты активизируются.
Антипиратская поддержка
С 1991 года круглосуточный Центр сообщений о пиратстве Международного морского бюро предоставляет судоходной индустрии, правительствам и органам реагирования своевременные и прозрачные данные о случаях нападений на суда и вооруженных ограблений, полученные непосредственно от капитанов или компаний. Оперативная передача отчетов и связь с центрами реагирования помогают противодействовать разбою на море, а также обеспечивать безопасность моряков во всем мире.
Отказаться от опасного рейса
Политическая обстановка в прибрежных странах Гвинейского залива создает предпосылки для создания преступных группировок, поэтому его воды, куда входят и Бенин, и Нигерия, считаются зоной высокого риска IBF. Если судно работает по коллективному договору, то за нахождение в опасном регионе для всех членов экипажа предусмотрен бонус в размере базовой ставки за каждый день пребывания, а также удвоенная компенсация по смерти и инвалидности. Если моряк не желает подвергать свою жизнь угрозе, он вправе отказаться от рейса. Компания обязана уведомлять членов экипажа о заходе в опасную зону не менее чем за 30 дней. Получив такое сообщение, член экипажа может воспользоваться правом на репатриацию за счет судовладельца, не боясь при этом потерять место в компании.
РПСМ по материалам Международного морского бюро