Верховный Суд удовлетворил иск ООО «Фрам Шиппинг Эдженси» к Администрации морских портов и ее Черноморскому филиалу
Верховный Суд удовлетворил иск ООО «Фрам Шиппинг Эдженси» к Администрации морских портов и ее Черноморскому филиалу - признал незаконным и обязал отменить распоряжение АМПУ и приказ порта, которые привели к значительному повышению тарифов для автотранспорта.
ООО «Фрам Шиппинг Эдженси» обратилось в суд с иском к ГП «Администрация морских портов Украины» об отмене распоряжения и.о. председателя ГП «АМПУ» Р. Вецкаганса от 03.04.2019 г. № 14/10 «Об упорядочении предоставления услуг по пользованию автодорогами» и ее Черноморскому (ранее – Ильичевскому) филиалу – об отмене приказа начальника администрации Ильичевского порта В.Е. Волошина от 05.04.2019 г. № 69 «О внесении изменений в приказ от 27.11.2018 г. № 331 «Об утверждении свободных тарифов».
Приказ № 69, отметила компания, был принят без учета того, что приказом № 331 срок действия прежних тарифов был установлен до 30.06.2019 г. Эти тарифы составляли 248,38 грн. за единицу грузового автотранспорта в течение 24 часов нормативного времени нахождения в порту и 348,38 грн. за единицу грузового автотранспорта контрагентов, следующего в порт для обработки судов по «прямому варианту» – со складских площадок, находящихся по периметру порта. Плата взималась с каждой автомашины при въезде в порт один раз в сутки – несмотря на суточное количество рейсов.
«Фрам Шиппинг Эдженси» отметило, что ведет перегрузку зерновых грузов на территории причалов №№ 3, 4, 5, 6 Черноморского филиала АМПУ именно по «прямому варианту». При этом используется технологическая схема «склад по периметру порта – автомашина (самосвал) – мобильный ленточный конвейер – трюм». Согласно заключенному с АМПУ в 2017 г. договору об обеспечении доступа портового оператора к причалу, компания оплачивала 348,38 грн. за каждые сутки, в течение которых собственные либо нанятые автомобили доставляли грузы к причалам, при этом количество рейсов не влияло на сумму суточной оплаты.
Но распоряжением АМПУ «Об упорядочении предоставления услуг по пользованию автодорогами» от 03.04.2019 г. был заявлен «единый подход формирования стоимости тарифа за пользование автодорогами ко всем субъектам хозяйствования в порту независимо от вариантов заезда транспортных средств по внешнеторговым и коммерческим грузам («прямой вариант», на склад и т.д.)». Методика расчета платы за пользование автодорогами в портах кардинально изменилась: вместо оплаты один раз в сутки за единицу грузового автотранспорта теперь нужно было оплачивать каждый заезд в порт по полной суточной ставке.
Начиная с 01.05.2019 г. ООО «Фрам Шиппинг Эдженси» оплачивало Черноморскому филиалу АМПУ каждый заезд автомашины по ставке 248,38 грн. Подав иск, компания настаивала на том, что услуга доступа к причалу, о которой был заключен договор с АМПУ, включает в себя также услугу пользования автодорогами, поскольку доставить груз к причалам иначе, чем автомобилем, невозможно. Администрация портов, со своей стороны, пыталась разделить эти услуги и обосновать необходимость оплачивать каждую отдельно. ООО «Фрам Шиппинг Эдженси» привело расчеты, согласно которым до введения в действие оспариваемых тарифов за загрузку одного судна оно платило около 70 000 грн., а после - 700 000 грн.
Эти расчеты полностью подтвердились в судебных заседаниях. Поскольку калькуляция свободного тарифа на пользование автодорогами порта грузовым автотранспортом новым приказом № 69 разработана не была, пришлось воспользоваться калькуляцией, разработанной к действовавшему ранее приказу № 331. Из нее следует, что стоимость пользования автодорогами порта рассчитывалась Черноморским филиалом АМПУ путем деления расчетных среднемесячных расходов на объекты портовой инфраструктуры (711 705,93 грн.) на среднемесячное количество заездов грузовых машин - 4897. Вместе с тем, согласно счету, выставленному портом ООО «Фрам Шиппинг Эдженси» после введения в действие нового приказа, за восемь дней пребывания судна под погрузкой в мае 2019 г. стоимость пользования автодорогами порта для компании составила 699 537,43 грн.
Судебные инстанции согласились, что при таком подходе даже один из 15 портовых операторов морского порта «Черноморск» за 7 дней работы почти полностью покрывает общие среднемесячные расходы порта на объекты портовой инфраструктуры. Следовательно, тариф 248,38 грн., который взимался с единицы транспорта раз в сутки, не может быть применен для оплаты за каждый заезд, и для формирования справедливого тарифа нужно прежде всего подсчитать среднемесячное количество заездов всех грузовых машин по новому порядку.
Суды в очередной раз напомнили АМПУ, что она не имеет права изменять в одностороннем порядке стоимость услуг по договору, за исключением случаев, когда изменяются государственно регулируемые цены и тарифы. По мнению же АМПУ, существенное повышение расходов портовых операторов произошло исключительно для их блага: «с целью недопущения нарушения равенства прав всех субъектов хозяйствования в доступе к объектам портовой инфраструктуры, соблюдения принципов экономической конкуренции и требований антимонопольного законодательства Украины…».
Особенно умиляет ссылка яркого представителя природных монополий на соблюдение антимонопольного законодательства. Антимонопольный комитет, привлеченный к делу со стороны истца – «Фрам Шиппинг Эдженси», отметил, что на рынке предоставления доступа к автодорогам порта ГП «АМПУ» и его филиалы имеют признаки монопольного (доминирующего) положения, и это в течение последних пяти лет подтверждалось решениями комитета.
Исковые требования ООО «Фрам Шиппинг Эдженси» были удовлетворены. Суд вынес решение признать незаконными и отменить как распоряжение ГП «АМПУ» «Об упорядочении предоставления услуг по пользованию автодорогами» от 03.04.2019 г. № 14/10, так и приказ Черноморского (Ильичевского) филиала АМПУ «О внесении изменений в приказ от 27.11.2018 г. № 331 «Об утверждении свободных тарифов» от 05.04.2019 г. № 69. Администрация портов обжаловала это решение, но его подтвердили апелляционная инстанция и, наконец, Верховный Суд. Таким образом, пресечена очередная попытка монополиста навязать портовому бизнесу свои условия игры.