80 лет с начала героической 73-дневной обороны Одессы
Сегодня исполняется 80 лет с начала героической 73-дневной обороны Одессы.
Уже 8 августа в городе было объявлено осадное положение. К 10 августа войска Приморской армии отошли к передовому рубежу обороны. В тот же день 4-я румынская армия под командованием Николая Чуперка попыталась сходу прорвать оборонительные позиции наших войск. Но, несмотря на огромный численный перевес противника, защитники города смогли сдержать натиск захватчиков.
13 августа румынские войска вышли к Черному морю восточнее Одессы и полностью блокировали город с суши, окончательно отрезав ее от войск Южного фронта. Оказавшись в кольце окружения, город стал испытывать серьезные трудности с водой. Для экономии воду стали выдавать по карточкам.
Очередной штурм города румынские войска предприняли во второй половине августа. В боях 15-18 августа ценой значительных потерь противнику удалось оттеснить наши силы почти на всех направлениях. К концу второй декады августа 4-я румынская армия потеряла до половины личного состава дивизий первого эшелона. План молниеносного захвата Одессы был сорван.
19 августа решением Ставки ВГК был создан Одесский оборонительный район (ООР). В его состав вошли войска Приморской армии (переименованной в Отдельную Приморскую армию и переподчиненную непосредственно Ставке Верховного Главнокомандующего), а также силы Одесской военно-морской базы вместе с приданными ей кораблями Черноморского флота. Командующим ООР был назначен контр-адмирал Г.В.Жуков, его заместителем стал генерал-лейтенант Г.П.Софронов.
20 августа румынские войска, подтянув к городу 13 дивизий, в том числе одну танковую, а также 3 кавалерийские бригады, начали очередной штурм города. Им противостояли всего 4 советских дивизии общей численностью чуть более 33 тысяч человек. Предвкушая легкую победу, диктатор Румынии Антонеску отрапортовал Гитлеру о скором падении Одессы и даже назначил дату военного парада — 23 августа 1941 года, который должен был пройти на Соборной площади.
Основной удар пришелся на восточный сектор оборонительного района. Противник попытался по берегу моря прорваться к городу, натиск превосходящих сил врага заставил наши войска отойти к последнему рубежу обороны. Несмотря на то, что румынской армии удалось существенно продвинуться на данном направлении, разбить советские силы они не смогли.
Неоценимый вклад в оборону родного города внесли и сами одесситы. Свыше 40 тысяч горожан с оружием в руках защищали Одессу. Непрерывно работали фабрики и заводы, снабжая осажденный город всем необходимым. За время обороны в Одессе было произведено 3 бронепоезда, свыше 1200 минометов, более сотни огнеметов, 210 тысяч ручных гранат, 30 тысяч мин, отремонтировано 44 танка.
Порой даже самые мирные предметы одесситы приспосабливали для нужд обороны города. К примеру, под мины пристраивали даже консервные банки и коробки из-под кинопленок, а из футляров губной помады делали взрыватели. Просто вместо помады закладывали взрывчатку. Назвали эти изделия ИГПС – «и губная помада стреляет».
На базе гусеничного трактора рабочими завода имени Январского восстания изготавливались самодельные танки НИ-1 — «На Испуг». Таких машин было изготовлено около 60.
Они представляли собой обычные трактора, обшитые котловой сталью и оснащенные пулеметом, иногда также мелкокалиберным орудием. Выглядели они нестандартно, и действительно в первое время пугали румын, которые думали, что имеют дело с новейшим танком неизвестной конструкции. Грохот от такого «орудия возмездия» слышался за сотни метров.
Первая машина вышла из ворот завода 20 августа 1941 года. Боевое крещение самодельные танки получили 1 сентября у местечка Дальник, вместе с настоящим танком возглавив контратаку 25-й Чапаевской дивизии. Испытание танков-самоделок огнем прошло успешно: ни одной пулевой пробоины! Правда, машины оказались слишком тяжелыми и неуклюжими, развивали скорость не более 7 км/ч, но в те суровые дни с этим пришлось мириться.
Пожалуй, не менее грозными были и трамваи. На грузовую платформу одного из них установили 47-мм морскую пушку. Трамвай с этой пушкой ходил на передний край — в район Пересыпи, Полей орошения и Хаджибейского лимана. Для тех танков, которыми тогда располагали румыны, такая пушка представляла реальную опасность. Это тоже было свойственно одесситам: на оборону ехать на трамвае, как на рынок или на работу. Сейчас этот трамвай можно увидеть в музее на бывшей 411-й береговой батарее.
К концу сентября положение Одесского оборонительного района оценивалось как устойчивое. 30 сентября 1941 года значительно ухудшилась ситуация в Севастополе. Людей и ресурсов для одновременной поддержки боеспособности Севастополя и ООР не хватало, и Ставкой было принято решение оставить Одессу, а за счет ее гарнизона усилить оборону Севастополя.
1 октября 1941 года началась эвакуация одесского гарнизона. В течение следующих двух недель в Севастополь было переправлено порядка 86 тысяч красноармейцев, включая ополченцев, свыше 15 тысяч человек мирного населения. Без потерь и скрытно от противника удалось эвакуировать всю военную технику и наиболее ценное промышленное оборудование.
16 октября 1941 года Одессу покинул последний корабль, эвакуация советских войск была завершена. Город был оставлен, но не побежден. 73-х дневная героическая оборона Одессы сковала свыше 18 дивизий противника, его потери только убитыми и ранеными превысили 160 тысяч человек. В боях за город группа армий «Юг» потеряла более сотни танков и около двухсот самолетов.