Новые карантинные ограничения рискуют добить легальные автобусные маршруты
С каждым днем все больше областей страны попадает в красную зону из-за роста количества заболевших коронавирусом. Правительство и Минздрав вводят ограничения: проезд между областями в общественном транспорте с 21 октября возможен только для вакцинированных пассажиров или же для тех, кто имеет отрицательный ПЦР-тест. Перевозчики бьют тревогу: это негативно скажется на транспортном сообщении, часть маршрутов закроется, а прибыль получит нелегальный транспорт.
Мобильные бригады
Еще 11 октября на внеочередном заседании Кабмин принял постановление о новых правилах пассажирских перевозок. Межрегиональные маршруты в регионах с желтым, оранжевым или красным уровнем эпидопасности с 21 октября будут разрешены только при наличии у водителей, экипажа и пассажиров документов о вакцинации или отрицательного ПЦР-теста. По сути, подойдут следующие документы:
документ, подтверждающий полный курс вакцинации или получение одной дозы вакцины для "желтых" регионов;
сертификаты, подтверждающие полную вакцинацию;
негативный ПЦР-тест или документ о выздоровлении, действие которых подтверждено с помощью портала "Дія";
отрицательный ПЦР- или экспресс-тест на определение антигена, которые действуют в течение 72 часов.
Новые правила не распространяются на детей до 18 лет и касаются как регулярных, так и нерегулярных перевозок. Речь об автобусных маршрутах, авиа- и железнодорожном транспорте межобластного сообщения.
К городским и внутриобластным перевозкам эти правила пока применять не будут. При этом ответственность за соблюдение правил в Кабмине возложили на самих перевозчиков. А проверкой, по задумке, будут заниматься 900 "мобильных бригад". "Если кто-то думает, что может себе позволить не соблюдать правила, — для этого и будут работать эти рейдовые бригады с проверками, чтобы выявлять нарушителей и привлекать их к ответственности", — заявил министр здравоохранения Виктор Ляшко.
Уйдут в тень
Автоперевозчики забили тревогу, и не случайно — новые ограничения рискуют полностью похоронить их предприятия, дав зеленый свет теневому рынку перевозок. "Есть масса разных автогрупп в "Телеграме", в "Вайбере" и прочих платформах, которые, по большому счету, дублируют автобусные маршруты. При этом у них есть транспорт до девяти мест, который относится к категории легковых автомобилей. Понятно, что, если это авто загрузить пассажирами и перевозить под видом "родственников", под действие ограничений Кабмина они не попадают. А пассажир понимает, что, если ему нужно уехать из Киева в Чернигов или же Одессу — надо или вакцинироваться, чего он не хочет, или же искать альтернативу, — отмечает в комментарии "Вестям" глава Ассоциации перевозчиков Киевской области Алексей Павленко. — Понятно, что цена у нелегальных перевозчиков резко возрастет, потому что они будут "ловить момент", пользуясь тем, что украинцы не смогут без вакцинации ни в электричку сесть, ни в автобус. И плавно денежные потоки перейдут в теневой сектор".
По мнению эксперта, легальный перевозчик, оставшись без пассажиропотока, будет отменять рейсы — и как результат не сможет заплатить за топливо. "А еще — не расплатится по кредитам, не выплатит налоги, зарплату — и это приведет к банкротству", — считает Павленко.
Неясно также, как быть с теми билетами, что уже были проданы заранее пассажирам, которые не были вакцинированы. По сути, данные ограничения похоронят межобластные легальные автоперевозки. На дороги выедут теневые перевозчики, которые, по сути, не несут ответственности за пассажиров либо качество предоставляемых услуг.
Но проблема еще и в том, что сегодня не все водители, работающие в АТП, прошли процедуру вакцинации, а их работодатели не могут повлиять на ситуацию. Если же у водителя не будет ПЦР-теста или справки о вакцинации, ему, согласно новым правилам, также запрещено выезжать в рейс.
"Если государство вводит ограничения, которые могут негативно сказаться на бизнесе, оно должно и предлагать компенсацию — налоговые каникулы или же оплату лишь тела кредита, без процентов. Но при этом на перевозчиков хотят еще и возложить ответственность за вакцинацию пассажиров — при том, что нас и так штрафуют за провоз в салоне без масок на 17 тыс. грн. Это неправильно, штрафовать нужно самого пассажира, который зашел в маске, а потом ее снял", — подчеркивает Алексей Павленко. Кстати, в понедельник по этому поводу собралась акция протеста перевозчиков под зданием Министерства инфраструктуры. В Кабмине пообещали пересмотреть это ограничение.
Впрочем, подобные меры никак не скажутся на международных автоперевозках: там уже давно возят только тех пассажиров, которые имеют "ковидные" паспорта или ПЦР-тесты. "Ни один украинец границу страны не пересечет без отрицательного теста на коронавирус, а в идеале — и без справки о полной вакцинации. И не важно, купили ли они эти документы или же честно прошли вакцинацию. Зато претензий нет", — рассказывает "Вестям" автоперевозчик, работающий на маршруте Киев — Вроцлав.
Впрочем, как подчеркивают адвокаты, обойти данные ограничения можно. К примеру, если человек живет в одной области, а работает в другой и при этом не вакцинировался, то самый простой способ попасть домой или на работу — доехать до границы между областями, перейти ее и сесть в автобус.
По закону, остановить такого пассажира никто не сможет: "В ПДД и других приказах отсутствует основание для остановки транспортных средств для проверки у пассажиров паспортов о вакцинации либо ПЦР-тестов. Мы собираемся подавать иск в суд о запрете на межобластные перевозки в Украине. Нужно защищать свои права", — подчеркнул старший партнер адвокатской компании "Кравец и партнеры" Ростислав Кравец.