Украина проиграла в ЕСПЧ и выплатит компенсацию переселенцам
Украина нарушила права внутренне перемещенных лиц из оккупированного Крыма и Донбасса, не позволив им голосовать на местных выборах в Киеве в 2015 году.
К такому выводу пришел Европейский суд по правам человека по делу «Селигененко и другие против Украины» (заявления №24919 / 16 и 28658/16), сообщает информационный ресурс «ECHR. Ukrainian Aspect »со ссылкой на hromadske.
Александра Селигененко и Анастасия Мартыновская из Севастополя, Дарья Свиридова из Алупки и Евгения Терехова из Донецка приехали в Киев после оккупации Крыма и начала войны в Донбассе в 2014-2015 годах. Женщины получили статус внутренне перемещенных лиц, однако в паспортах продолжало отображаться, что они зарегистрированы на временно оккупированных территориях.
Для голосования на местных выборах в 2015 году они зарегистрировались в Киеве. Но их заявления отклонили. В ЦИК считали что женщины могут голосовать, когда местные выборы организуют соответственно в Крыму и на Донбассе.
Суды решили, что право голоса на местных выборах имеют граждане Украины, принадлежащие к местным общинам, которые соответствуют их месту регистрации в паспорте.
Тогда женщины обратились в Европейский суд по правам человека и жаловались на дискриминацию.
В Страсбурге исходили из того, что украинки рисковали потерять статус внутренне перемещенных лиц, если бы сменили место регистрации. Кроме того, на момент местных выборов переселенки уже более года жили в Киеве, платили налоги в местный бюджет, поэтому были заинтересованы в результате выборов.
Поэтому высокие судьи решили, что переселенки имели законное право голосовать, даже если они жили за пределами своего родного города. А власть не приняла во внимание особенности положения внутренне перемещенных лиц и дискриминировала их, не позволив голосовать на местных выборах.
Поэтому имело место нарушение ст. 1 (Общая запрет дискриминации) Протокола 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом этого Европейский суд обязал Украину выплатить украинкам по 4,5 тыс. евро компенсации морального ущерба.