Правда, что злой поступок бумерангом обязательно вернется к человеку?
Если под бумерангом понимать возмездие, которое получит человек, совершивший зло, то чаще всего оно действительно наступает и подчас даже в более выраженной форме. Есть даже народная мудрость, которая гласит: «Посеешь ветер — пожнешь бурю». В то же время мы видим немало случаев, когда зло остается без ответа. На самом деле, постигнет ли человека уже в этой жизни конкретная ответная кара за совершенное злодеяние, или нет, с христианской точки зрения не столь важно. Ведь христианство рассматривает этот вопрос в более широком контексте.
Любой выход зла наружу так или иначе связан с грехом. Злой поступок, когда мы оскорбили и обидели кого-то, что-то украли, совершили измену или причинили кому-то боль, есть внешнее проявление страстей, гнездящихся в нашей душе. Это своего рода симптом, который указывает на духовное заболевание. Так, когда у человека повышена температура и болит горло, врач скорее всего диагностирует у него ангину. А если он постоянно срывается на окружающих, кричит и приходит в неистовство, можно предположить, что его душа больна гневом. Таким образом, злые деяния — это не что-то отдельное от нас. Они говорят о наличии серьезной духовной проблемы, указывают на нее. В этом смысле они никуда не исчезают, чтобы потом бумерангом вернуться. Их источник прочно укоренен в нашем сердце.
Это, в свою очередь, означает, что человек, охваченный страстями, постоянно испытывает дискомфорт, неудовлетворенность и страдания. Если продолжить аналогию с физическими заболеваниями, то как больной ангиной страдает до тех пор, пока его организм не справится с инфекцией, так и грешник не находит покоя, покуда над ним властвует грех. Ведь страсть невозможно удовлетворить. Ее лишь можно приглушить на малое время. Сколько бы человек ни воровал, он не сможет остановиться. Блудник находится в постоянном поиске новых объектов своего вожделения. Гнев требует регулярного выхода. Страсть гложет человека изнутри, делает его своим рабом, полностью подчиняет себе. И если в этой жизни человек способен получать призрачное и кратковременное удовольствие от попыток насытить свою страсть (ровно на тот период, пока она вновь не потребует от него новых усилий), то в жизни будущей таких возможностей у него не будет. При том что сама страсть никуда не исчезнет — мы забираем в вечность только то духовное имущество, которое сумели стяжать на земле. В этом и состоят адские муки: страсти сжигают человека, и это длится вечно. Не случайно с церковнославянского языка страсть переводится как страдание.
Грех повреждает душу человека, делает ее бесчувственной, мертвой. И это последствие греха страшнее любого «бумеранга». Духовная рана, нанесенная самому себе, останется с грешником на всю жизнь и даже, что самое страшное, после смерти. Что же делать?
Совет тут может быть один — духовно лечиться. И точно так же, как и в медицине, основой успешного духовного лечения выступает воля больного. Чтобы избавиться от страстей, требуются внутренние усилия, в основании которых находится твердое желание человека повернуться лицом к Богу и вырваться из греховного морока. Следующий этап — это переосмысление содеянного и искреннее раскаяние в нем. Наконец, это участие в таинствах Исповеди, где мы каемся в своих грехах перед Богом и получаем прощение, и Причастия, в котором человек, очистив душу, духовно и телесно соединяется с Богом. Важно понимать, что все перечисленное не завершение, а лишь начало того, что в Церкви называется покаянием, начало процесса изменения своего внутреннего состояния, которое потребует сил и времени.
В завершение приведем совет преподобного Варсонофия Оптинского о том, как определить, с какой из бушующих в нас страстей следует начинать путь духовного освобождения. Старец советует: «Начинать эту борьбу лучше всего так: хотя нам присущи все страсти, но одни в большей степени, другие в меньшей. Надо определить, какая страсть в нас преобладает, и против нее вооружиться. Вести борьбу со всеми страстями сразу невозможно: задушат. Победив одну страсть, и притом главную, переходить к искоренению другой и т. д». Определить же, какая страсть главная, поможет молитва. «Надо молиться, чтобы Господь открыл главную страсть, — сам ее не найдешь. А найти ее очень важно для того, чтобы знать, куда направлять свои силы, то есть знать, с какою страстию преимущественно бороться», — объясняет преподобный. О том, как понять, что страсть отступила, пишет святитель Феофан Затворник: «Признак того, что страсть исторгнута из сердца, есть — когда сердце начинает питать к страсти отвращение и ненависть».