Что будет делать прославленный нидерландский художник XVII века, чтобы уберечь большое полотно от губительного воздействия влаги? Проявит изобретательность. К такому выводу пришла группа исследователей из Королевского музея в Амстердаме (Rijksmuseum), которая совместно с коллегами из лабораторий Германии и Бельгии обнаружила ранее неизвестный свинцовосодержащий слой на хранящемся в Музее полотне Рембрандта «Ночной Дозор». Результаты работы ученых были опубликованы в журнале Science Advances.
Опередил свое время: на «Ночном дозоре» Рембрандта нашли ранее неизвестный слой
Картина «Ночной дозор» была написана в 1642 году по заказу мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама, участвовавших в Тридцатилетней войне. Полотно размером 4,4 x 3,6 метра должно было украсить главный зал в Кловенирсдолене — штабе городского ополчения. В здании царила повышенная влажность и с учетом большого размера холста привычные для Рембрандта методы его защиты при помощи пропитки животным клеем и двух слоев грунта из красноземных пигментов и свинцовых белил могли оказаться неэффективными и слишком затратными.
Предыдущие исследования «Ночного дозора» показали, что Рембрандт покрыл холст слоем грунта из кварцевой глины. В этот раз ученые буквально копнули глубже: изучив картину при помощи рентгенофлуоресцентного анализа и птихографии (эти два метода впервые были совместно использованы для исследования старинной картины), они неожиданно обнаружили высокое содержание свинца под грунтом.
Составленная затем карта таинственного слоя, показала, что он наносился широкими полукруглыми мазками — такая техника подтверждает версию о том, что Рембрандт использовал свинцовосодержащее масло для пропитки холста. На составленном исследователями изображении даже проступил отпечаток конструкции, на которую был натянут холст при подготовке к написанию картины.
Ученые полагают, что эту идею Рембрандт мог почерпнуть в книге Теодора де Майерна, который упоминал масло со свинцом в качестве альтернативы животному клею, которым пользовались живописцы для пропитки холста. Возможно, Рембрандт стал первым, кто применил этот метод на практике, опередив свое время.
Очередное исследование стало частью масштабного проекта «Операция „Ночной дозор“» (Operation Night Watch), в рамках которого искусствоведы и ученые ищут способы сохранить самую известную картину Рембрандта для потомков и максимально бережно очистить ее от осевшей за несколько веков копоти.