Одесситы отдают предпочтение ломбардам
Проект USAID «Трансформация финансового сектора» презентовал результаты своего исследования относительно осведомленности и восприятия небанковских финансовых учреждений украинскими потребителями. Основное внимание было уделено представлениям потребителей о кредитных союзах, лизинговые компании, ломбарды и финансовые компании, которые конкурируют с банками в предоставлении кредитов.
Результаты исследования базируются на проведении 10 фокус-групп в четырех регионах Украины: Киеве, Одессе Харькове и Львове. Респонденты представляли все слои украинского общества по возрасту, занятостью, социальной принадлежностью и полу. Также в фокус-группах приняли участие представители уязвимых слоев населения, такие как сельские жители, матери-одиночки, студенты, пенсионеры и внутренне перемещенные лица.
Основные результаты исследования: роль небанковских финансовых учреждений в условиях сокращения количества банков и осложненного доступа потребителей к кредитованию растет.
Большинство респондентов положительно оценивают небанковские финансовые учреждения как источник кредитования. Главные преимущества таких кредитов - низкие требования к платежеспособности заемщиков, быстрее процедуры заключения договоров (особенно с лизинговыми компаниями и кредитными союзами), географическая близость к клиенту через разветвленная сеть филиалов и анонимность (особенно, что касается финансовых компаний по выдаче мгновенных кредитов и ломбардов) . Клиенты в основном готовы платить более высокую плату за такие клиентские удобства.
Респонденты из сельских регионов предпочитают кредитным союзам через простые процедуры оформления кредитов и возможность получения кредитов на приемлемых условиях без залога или поручительства. Депозитные услуги кредитных союзов менее популярными из-за отсутствия покрытия гарантиями Фонда гарантирования вкладов физических лиц.
Основными препятствиями для развития лизинга, который очень активно работает в более развитых финансовых рынках, является низкий уровень осведомленности об этом продукте и его преимущества над покупкой оборудования и кредиту.
Большим спросом пользуются ломбарды и компании, которые выдают «кредиты до зарплаты», благодаря краткосрочным кредитам через интернет и киоски.
Респонденты положительно относятся к услугам ломбардов как более доступных и менее рисковых по сравнению с другими альтернативами. Услугами ломбардов активно пользуются малообеспеченные граждане для покрытия ежедневных расходов, а также представители работающих слоев населения и среднего класса в ситуациях, когда срочно нужны деньги.
Краткосрочные кредиты (которые часто называют кредитам «до зарплаты») является относительно новым феноменом для Украины, но они быстро завоевывают свою долю рынка и признание клиентов. Такие кредиты - без залога, без требования предоставления подтверждающих документов, с высокими процентными ставками - предоставляются онлайн и через разветвленную сеть финансовых компаний. Потребители готовы платить высокую плату (1,5-2% в день) за такие кредиты, которые в основном не регулируются государственными органами.
Об особенностях Одесской области, то жители Одессы предпочитают ломбарды по сравнению с поставщиками краткосрочных кредитов, хотя, к сожалению, и имеют опыт мошеннических действий со стороны ломбардов. Большинство одесситов отрицательно относятся к кредитным союзам, значительное количество которых потеряла платежеспособность в период между 2008-2009 годами. Сельские жители Одесской области наоборот имеют положительный опыт пользования услугами кредитных союзов и ломбардов. Услугами последних, в частности, нередко пользуются студенты, берут кредиты под залог своих мобильных телефонов и компьютеров, чтобы продержаться до получения очередной стипендии или финансовой помощи от родителей.