5-й Одесская Биеннале Современного Искусства закрывается 30 сентября
Последний день работы 5-й Одесская Биеннале Современного Искусства 30-сентября! Одесситов приглашают успеть увидеть все выставочные проекты.
Одесский историко-краеведческий музее
Катерина Радченко «Забвение»
В соответствии со спецификой локации художник обращается к проблеме исторической памяти. Серия произведений на основе подлинных фотографий из фондов музея и из личного архива Барскова – белоэмигранта, прожившего во Франции более 40 лет, после авторской обработки становятся одновременно и лиричным, и драматичным обращением к катастрофическим мгновениям прошлого.
Вытеснение из памяти страшных эпизодов истории, когда человек забывает о человечности, несет опасность дню сегодняшнему.
Галерея «Invogue Art»
Мария Куликовская «Плот «Крым: Карты судьбы»
Этот проект уже был показан в киевском Центре визуальной культуры. В пространстве галереи Invogue Art, обычно избегающей художественных высказываний с политическими коннотациями, и контексте «Зоны турбулентности» проект приобретает дополнительные смыслы.
Человек может стать кочевником по собственной воле и считать себя гражданином мира. Постиндустральная ситуация по-своему стимулирует «кочевничество»: исчезает «постоянное место работы», возникает охота за переменой мест, занятости и жилья. Кризисная ситуация может сделать кочевником совершенно нормального и не склонного к путешествиям человека, который вдруг, «не сходя с места», обнаруживает себя в другой стране и вынужден отправляться на поиски утерянного. Без ясного понимания, что именно он ищет. Все эти три вида «приключений» характерны для состояния турбулентности. Все это я нахожу в проекте Маши Куликовской, где податливость и противостояние совмещаются так же, как и женственность с мужественным упорством. Художник не сдается на волю неуправляемой стихии, и не пытается укрыться от нее.
Одесский музей западного и восточного искусства
Экспозиция «Зоны турбулентности» в двух залах МЗВИ представляет работы художников из разных стран и в различных медиа. Биеннальный проект уже традиционно использует специфику первого, «темного» зала, сосредотачивая в нем светящиеся инсталляции и видео.
Ивайло Христов (Болгария) в своей работе «Идеология» оперирует знаками флага, цвета, и света. Занни Бегг (Австралия) в своем фильме «Город женщин» обращается к феминистской проблематике. Ивон Чабровски (Германия) приглашает зрителя войти в зону своей видеоинсталляции «Территория». Наташа Шульте (Украина) в своем видео Bubble Gum объединяет документацию процесса родов с метафорой драматического погружения в водную стихию. Николя Вионне (Швейцария) в инсталляции «Перенастройка» (или «Морской переход») использует специальную фольгу-одеяло беженцев для актуализации проблемы вынужденных переселенцев.
Во втором зале представлены работы украинских авторов. Инсталляция Даниила Галкина «Когда они пришли (Столпотворение)» интерактивна, как и работа Чабровски. Посетители должны пройти сквозь лес красных носилок, отсылающих к парадной «красной дорожке» для государственных деятелей. Евгения Белорусец в своей фото-литературной серии «Например» стремится через тонкий анализ частных и на первый взгляд незначительных «случаев» раскрыть общие проблемы социума. А работа Альбины Ялозы «Игра» ставит под сомнение возможность искусства оказывать серьезное влияние на жизнь общества.
Одесский муниципальный музей личных коллекций им. А.В.Блещунова
В музее размещены два принципиально различные проекта. В руинированном пространстве «квартиры № 6» реализован специальный кураторский проект Камиллы Боэмио (Италия) «Обеспечение устаревания. Банк искусства, банк данных, банк пищи». В этом проекте Камилла объединила двух авторов – Дэвида Гольденберга (Великобритания) и Фабио Латтанци Антинори (Италия). Высокоинтеллектуальные тексты куратора и авторов говорят о неувядаемой проблеме выхода за пределы искусства, контролируемого власть имущими и обществом массового потребления.
А в зале «Одессика» представлена серия графических работ Владимира Кожухаря, никуда за пределы искусства не стремящаяся. Мотивы обыденных предметов или пейзажей парадоксально совмещают в себе старую добрую реалистическую школу с эстетикой Дзен.
Впрочем, при всем различии этих проектов, любители творчества Кожухаря хорошо помнят серию его фотографий с подписью «Ищу не искусство!».
Галерея «Худпромо»
Большая часть экспонатов 5-й Одесской биеннале вполне серьезны, во многих случаях — трагичны.
В галерее «Худпромо» сконцентрированы работы, в которых превалирует ироническая интонация в самых различных градациях.
Мягкий юмор живописной анимации Сергея Савченко. «Анекдоты» Олега Харча, отсылающие к наивной эстетике настенных ковриков. Керамика Сергея Григоряна, которая парадоксальным образом совмещает японское порно аниме с «телесным низом» традиционных карпатских «кахлей». Грустная ирония Владимира Ершихина, где глянцевый консюмеризм оборачивается примитивом «наскальной живописи». Антиутопия Вадима Бондеро доводит проблематику «дополненной реальности» до смешного абсурда. Злая ирония Татьяны Остапенко, обращенная не на власть имущих, а на тех, кто эту власть выбирает.
Музей истории евреев Одессы «Мигдаль-Шорашим»
Вадим Кругликов «Чемодан, вокзал, Израиль»
Вадим Кругликов родился в Свердловске, детство провел в Украине (в Ялте), затем окончил МГУ и стал известным художником, ярким представителем «московского концептуализма». Его работы вошли в собрания Третьяковки, Музея современного искусства «Гараж».
Художественная карьера складывалась довольно удачно, несмотря на то, что Кругликов активно участвовал в протестных гражданских акциях последних лет. Но в 2016 году Вадим по идеологическим мотивам эмигрировал в Израиль. В экспозиции представлены работы московского периода из серий «Выставки «Выставки-продажи», «Черный квадрат», а также недавние перформансы Кругликова в Тель-Авиве.
Коворкинг 4City
«Дом культуры», проект фонда ИЗОЛЯЦИЯ. Платформа культурных инициатив.
На двух уровнях коворкинга и лекционного зала представлен специальный проект, приуроченный к трехлетию существования институции в изгнании. Кураторам проекта, который уже был показан этим летом в киевском помещении «Изоляции», Дмитрию Сергееву и Лине Романухе удалось решить сложную задачу «переноса» мультимедийного проекта (фото, видеодокументация, видеопроекция, фотоинсталляция) с международным составом участников в Одессу. Благодаря этому в день открытия биеннале здесь состоялась дискуссия о старых и новых типах культурных институций на фоне работ с изображениями руинированного «Дома культуры» в Горловке и легендарной работы Жанны Кадыровой «Доска почета».
Всемирный клуб одесситов
Посетителей Всемирного клуба одесситов встречает вполне одесская фотоинсталляция Александра Шевчука «Неравнозначность». Здесь же, в гостиной представлены работы Макса Афанасьева, предоставленные херсонским «Тотемом», с широким стилевым спектром от реализма до гротескового сюра.
В переговорной комнате клуба проходило перформативное событие «Что мужчины должны сказать своим женщинам» Алевтины Кахидзе, посвященное проблеме эректильной дисфункции. Документация этого перформанса (тексты, фото) будут представлены в этом же помещении
Музей современного искусства Одессы
ул. Леонтовича (Белинского), 5
МСИО – организатор 5-й биеннале современного искусства. Именно здесь разместилась большая часть работ проекта «Зона турбулентности». Во дворовом пространстве, в основном корпусе, в пространстве «Артерия» и в помещении выставочного зала представлены более 60 авторов из Белоруссии, Боснии и Герцеговины, Бразилии, Великобритании, Германии, Израиля, Индии, Ирана, Испании, Италии, Польши, России, Румынии, Сербии, США, Турции,Украины, Филиппин, Хорватии, в том числе, два специальных проекта биеннале: «Песня о буревестнике. Краткий курс» Харьковской муниципальной галереи под кураторством Татьяны Тумасьян и интерактивный проект «Одиссея: Донбасс-Киев. Добасс-Одесса» группы Одос.
Среди участников авторы разных поколений: и широко известные в международном масштабе (Борис Михайлов, Артур Жмиевский, Дан Перьйовши и др.), и начинающие свой путь в современном искусстве.
Одесский завод шампанских вин
В этой локации проекта «Зона турбулентности» существенную роль играет специфически одесская архитектура старого здания в глубине живописного курдонера. Экспозиция начинается во дворе, продолжается в вестибюле и коридоре и завершается в не отремонтированном представительском помещении.
Работы участников здесь, в основном, жестко критичны по отношению к лицемерию неолиберального, псевдолиберального и авторитарного обществ (Питер Пайп, Бельгия; Никита Шаленный, Украина; Алнис Стакле, Латвия; Зоя Фалькова, Казахстан; Джерри Иконгио, Нигерия; Аликан Леблеличи, Турция; Джиджи Чифали, Италия), к различным проявлениям консюмеризма (Юлиана Хешлова, Чехия; Елена Сиятовская, Украина; Михаил Маркин, Украина). Вступая в диссонанс с расслабленной беспорядочностью пространства, эта жесткость усиливается еще в больше. А пустотный проект словацко-испано-норвежского тандема Мартики Бобриковой и Оскара де Кармена, наоборот, гармонирует с пространством за счет своей медитативности, так же, как и видеоинсталляции тандемов Мари Уазанни и Николя Каррье (Франция) и арт-группы ZOI (Украина).