История о суде над Трухановым
Сегодня суд избрал мэру Одессы Геннадию Труханову меру пресечения в виде передачи на поруки. Поручителем оказался народный депутат от БПП Дмитрий Голубов.
"Страна" рассказывает, почему суд принял именно такое решение, отчего Труханов вернулся в Украину и по какой причине его защитником оказался депутат от президентской фракции.
Паспортный контроль в "Борисполе". Фото: "Телеграф"
Задержание в аэропорту
Во вторник 13 февраля НАБУ объявила о подозрении мэру Одессы и ряду чиновников муниципалитета. Трое людей были взяты под стражу, в их числе сотрудник городского департамента коммунальной собственности. На следующий день Труханов прервал свое 50-дневное отсутствие в Украине, прилетел в Киев и был задержан в аэропорту "Борисполь". Адвокат мэра Александр Лысак рассказал "Стране", как это происходило.
"Я накануне занес в НАБУ письмо с уведомлением о прибытии, и улетел в Варшаву за Геннадием. Мы вышли из самолета, нас встретила машина. Мы заказывали через терминал ЗОД – зал официальных делегаций. Вышли из машины, поднялись, прошли паспортный контроль, паспорт взял пограничник, рядом стоят ребята из НАБУ: "Можно наверх? – Ну пойдемте". Хорошие ребята. Мы поднялись наверх, они оформили протокол задержания. Но это абсурд. Какое задержание? Потом поехали в НАБУ – я своим транспортом, Геннадий Леонидович с ними, в микроавтобусе. Приехали в НАБУ в начале 11-го. Пишут, что нам вручили подозрение в аэропорту? Какое подозрение? Мы приехали, сидели, отдыхали. Где-то в 12 нам принесли подозрение, мы расписались. В 14 принесли ходатайство об избрании мэры пресечения. Мы были в НАБУ до 20:40, потому что они не знали, что они сделали. Геннадия повезли на флюорографию и на медосмотр, я понял, что они будут оставлять на ИВС", – добавил Лысак.
Грановский с адвокатами Барсуком и Малиневским. Фото: "Радио Свобода"
Открытые карты и поддержка Грановского
Почему же Труханов, который 50 дней не приезжал в Украину из-за подготовки подозрения НАБУ, вернулся сразу после того, как его объявили? На это есть две причины.
НАБУ ведет три дела по одесской мэрии, о чем подробно писала "Страна": о заключении мирового соглашения по аэропорту "Одесса", о ремонте дорожного покрытия фирмами, которые связывают с Трухановым, и о покупке здания бывшего завода "Краян". По всем трем доказать состав преступления со стороны именно мэра – довольно проблематично.
Вручив подозрение, НАБУ раскрыла карты: Труханову стало понятно, по какому конкретно делу его подозревает антикоррупционный орган, и что у них на него есть.
А есть немногое, в чем можно было убедиться во время выступления прокурора на суде об избрании меры пресечения.
Прокурор акцентировал на несоответствии стоимости "Краяна" рыночной цене. На что Труханов парировал, что при предъявлении прокурорского удостоверения, может, и дешевле, а цена вполне рыночная. Так или иначе, это можно считать составом преступления разве что в действиях оценщика.
Претензия к Труханову сформулирована таким образом, чтобы снять ответственность с депутатов, голосовавших за решение: якобы мэр ввел их в заблуждение относительно качественных характеристик здания, которое было непригодно для заявленных целей. Ни то ни другое не подходит под состав преступления по статье 191 ч. 5 Уголовного кодекса (присвоение или растрата имущества). Некоторые аргументы вроде российского и греческого гражданства (без доказательства оных) были направлены, скорее, на достижение медийного эффекта.
Вторая причина, по которой Труханов вернулся в Украину, заключается в кулуарных договоренностях. Есть основания полагать, что к этому моменту Труханов заручился поддержкой близкого к АП нардепа Александра Грановского.
Адвокат Труханова – Александр Лысак. Тот самый, который защищал бывшего главу фискальной службы Романа Насирова. Он является партнером юридической компании Equity. Кроме Лысака в этой фирме есть другие известные публике адвокаты. Например, Олег Малиневский и Виктор Барсук.
Раньше они были партнерами в другой юридической компании – FCLEX. Об адвоката не раз попадали в объектив "Схем" и "Наших грошей" в компании влиятельных нардепов Александра Грановского и Игоря Кононенко. Эти же адвокаты защищали интересы Грановского в ряде дел, о которых писала пресса. И именно Малиневский забирал Насирова из "Феофании" до того как его защиту поручили нынешнему адвокату Труханова.
Теперь адвокаты Грановского партнерствуют в одной фирме Equity с адвокатом Насирова и Труханова.
Очевидно, после долгих раздумий о конфликте НАБУ и Труханова в Администрации президента решили не самоустраняться.
Оно и понятно: в Одесской области Труханов является стратегическим партнером Порошенко. Его политический проект "Доверяй делам" оттягивает голоса у Оппоблока и прекрасно сотрудничает в горсовете с БПП (их человек является секретарем совета).
"Страна" подробно писала, какие последствия в регионе для АП имела бы война с Трухановым.
Не исключено, что Труханов поэтому и вернулся в Украину только сейчас, когда заручился поддержкой Грановского – ближайшего соратника Порошенко.
Для Банковой, очевидно, подобная ситуация выгодна. Получив подозрение мэр Одессы становится зависимым от поддержки АП. А следовательно - и более политически лояльным.
После материала "Страны" об адвокатах Труханова Грановский попытался демонстративно дистанцироваться от поддержки Труханова.
"Самый долгожданный подарок на ночь Святого Валентина - провести ее в изоляторе", – написал Грановский на Facebook. А потом опубликовал фотографию крокодила Гены.
Как бы там ни было, но меру пресечения суд выбрал действительно мягкую - поручительство.
Почему за Труханова поручился депутат БПП
О готовности поручиться за мэра Одессы заявили несколько народных депутатов: Александр Пресман и Виталий Барвиненко ("Видродження"), Николай Скорик (Оппоблок) и Дмитрий Голубов (БПП). До суда дошли только двое – Голубов и Пресман.
В отличие от истории с адвокатами, близкими к Грановскому, этот факт нельзя однозначно трактовать как знак поддержки со стороны президентской фракции.
Фракция БПП уже заявила, что взять Труханова на поруки – личное решение Голубова.
Отчасти это утверждение имеет право на жизнь.
Голубов – мажоритарщик, а значит фракция не может шантажировать его мандатом. За счет огромных денежных вливаний в свой округ в Одессе в 2014 году нардеп заручился существенной электоральной поддержкой. Это один из тех случаев, когда не партия выбрала кандидата, а кандидат – партию.
А тут и думать было нечего: Голубов принял решение баллотироваться от партии власти, региональную организацию которой возглавляет его давний друг Алексей Гончаренко.
Таким образом, членство во фракции БПП не является для Голубова принципиальной позицией. А вот то, что в свое время Труханов отдал ему округ, по которому нынешний мэр до каденции сам был избран народным депутатом, говорит о теплых отношениях между политиками.
Голубов и Труханов. Фото: "Думская"
Кооперация ресурсов Труханова и Голубова против Михаила Саакашвили во время его работы губернатором Одесской области также говорит об отлаженной общей позиции.
Эти 50 дней, пока мэр отсутствовал, в городе не раз заходил разговор о том, кто бы мог сменить Труханова в кресле мэра. Звучала и фамилия Голубова. Таким образом, нардеп еще и продемонстрировал, что не собирается подсиживать товарища.
"В свое время Геннадий Труханов взял на поруки Одессу. Город расцвел в его руках, это подтвердит большинство одесситов. Теперь Одесса готова взять на поруки Геннадия Труханова. Одесситы своих не бросают", – сказал Голубов в суде.
Все при своих
По итогу все стороны оказались в выигрыше: НАБУ в очередной раз подтвердила статус деятельных борцов с коррупцией. При этом в будущем ничем не закончившееся расследование по Труханову может быть еще одним аргументом в пользу создания Антикоррупционного суда.
Одесский городской голова возвращается к исполнению своих обязанностей. А Банковая, оказав поддержку Труханову, получила дополнительный рычаг влияния на мэра одного из ключевых городов страны.
Не повезло только полицейскому, который во время столкновений с радикалами из Нацкорпуса и С-14 получил пулю в ногу. Но это уже совсем другая история.