Развод по-одесски: как у губернатора Куцого хотят провернуть аферу на закупке “скорых” (документы)

Пока весь мир стремится улучшать медицину, в Одессе изобретательные чиновники придумали, как на этом прилично "урвать". Так, в конце минувшего года КУ “Одесский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф” провело закупку автомобилей скорой помощи. Согласно подписанному договору с одним из поставщиков – ООО “Види Юникомерс”, это должны быть машины с современным медоборудованием от ведущих мировых производителей. Но как бы не так: в руководстве Одесской ОГА готовятся принять “скорые” с дешевыми "улучшенными аналогами", за которые будет переплачено втридорога.

Еще в мае прошлого года с пафосом и большими ожиданиями правительство Владимира Гройсмана запустило пилотный проект по развитию экстренной медицины в Украине. Согласно постановлению КМУ от 22 мая 2019 года №425, из бюджета Украины на эти цели было выделено 922 млн гривен, из которых 817 млн гривен должно было пойти на закупку автомобилей скорой помощи. Вся эта субвенция была направлена Винницкой, Донецкой, Одесской, Полтавской, Тернопольской областям и Киеву. При этом Одесская область получила больше всех - 237 млн гривен (и еще 25% суммы должно составить местное финансирование).

5 сентября 2019 года КУ “Одесский областной центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф” (КУ “ООЦЭМПиМК”) объявил 2 тендера на закупку автомобилей скорой помощи B и C-класса на 338,7 млн гривен. Оба тендера успешно состоялись и 25 ноября 2019 года были подписаны договоры с победителями торгов: ООО “Види Юникомерс” (на сумму 165 млн гривен за 85 “скорых” класса B, т.е. по 1,94 млн гривен за единицу) и ООО “Автоспецпром” (на сумму 128 млн гривен за 45 “скорых” класса C, т.е. по 2,84 млн гривен за единицу).

Согласно подписанным договорам, победители торгов должны поставить автомобили в течение 90 дней после получения аванса, который, к слову, им в полном объеме был переведен 21 и 23 декабря прошлого года. По предварительной информации, производители днями и ночами собирают “скорые” и могут даже успеть вложиться в сроки по поставкам. И на этом можно было бы закончить эту статью, воздать хвалу новой власти, которая успешно закончила начинания предшественников, если бы не одна маленькая и неприятная деталь... ООО “Види Юникомерс” планирует поставить машины совершенно не той комплектации, которая прописана в договоре.

Согласно договору поставки №112/321) от 10 декабря 2019 года между КУ “ООЦЭМПиМК” и ООО “Види Юникомерс”, последний обязуется поставить “скорые” с медоборудованием от ведущих мировых производителей: Ferno (Словакия, США), STEM (Италия), Weinmann (Германия), Masimo Corporation (США), Germa (Швеция) и др. Эти производители являются лидерами мирового рынка в сегменте медоборудования для оснащения «скорых».

Но сразу же после подписания договора, ООО “Види Юникомерс” по непонятным причинам предложило заказчику внести изменения в договор, прикрывшись п. 3 ч. 4 ст. 36 ЗУ «О публичных закупках». Этим пунктом предусмотрена процедура улучшения качества предмета закупки. Стоит отметить, что поставщики используют эту процедуру очень редко, в исключительных (форс-мажорных) случаях, когда нет возможности поставить предложенный товар (например, по причине прекращения производства). Более того, эта процедура для поставщика достаточно затратная, ведь он должен поставить по той же цене товар, который стоит дороже.

Но всякое бывает, поэтому улучшение, так улучшение. Что же именно решил улучшить в своих «скорых» директор ООО “Види Юникомерс” Александр Кучерявин? Оказалось, что практически все, т.е. утвердить новую номенклатуру. Только на самом деле новая комплектация не улучшает предмет закупки, а ухудшает его, ведь все медоборудование от ведущих производителей было предложено заменить на дешевые аналоги от производителей «второго и третьего эшелона».

Конечно, недобросовестного поставщика можно понять - ухудшая качество предмета закупки, он автоматически поднимает в разы свою чистую прибыль. А в данном случае при сумме сделки в 165 млн гривен – солидный куш. Практически деньги из воздуха.

Но руководство КУ “ООЦЭМПиМК” такое «заманчивое» предложение очевидно несколько шокировало и оно с письмом №204 от12 декабря 2019 года обратилось в ГУО “Политехмед” с просьбой провести оценку предложенного оборудования, чтобы определить, действительно ли улучшается качество предмета закупки. Ведь изменения к договору можно внести только по согласию двух сторон.

На следующий же день в ГУО “Политехмед” ответили, что оборудование улучшает предмет закупки. А через несколько дней руководство ГУО “Политехмед” опомнилось и отозвало это письмо, ссылаясь на то, что оно было не корректным и учреждение вообще не уполномочено делать подобные экспертные заключения. Это означает, что у КУ “ООЦЭМПиМК” не было оснований соглашаться на аферу ООО “Види Юникомерс” и предложение поставщика по «улучшению» было проигнорировано.

Нужно подчеркнуть, что согласно разъяснениям Минэкономики, стороны могут вносить изменения в договор в виде улучшения предмета закупки, но лишь при условии, что такие изменения не приведут к изменению предмета закупки и действительно будут улучшением его качества. Более того, такое решение должно быть обоснованным и документально подтвержденным и может приниматься в виде исключения, если контрагенты не могут поставить указанные в первоначальном договоре товары по причинам изменения технических регламентов.

Но всего этого – т.е. ни аргументов, ни обоснований, ни улучшения качества у ООО “Види Юникомерс” не было. Тогда 3 января 2020 года, очевидно, набравшись сил и идей после новогодних праздников, руководство ООО “Види Юникомерс” решило вынудить КУ “ООЦЭМПиМК” подписать изменения к договору.

По имеющейся информации, из администрации Одесской ОГА руководству КУ “ООЦЭМПиМК” стали поступать настойчивые просьбы согласовать изменения к договору. Также была поставлена задача директору департамента здравоохранения Одесской ОГА Игорю Гинжулу «додавить» несогласных.

Кроме того, письмом №15/02/8.01/001-20 ООО “Види Юникомерс” обратилось в ГП “Украинский медицинский центр сертификации” (ГП “УМЦС”) относительно проведения оценки предложенной комплектации “скорых”. К письму ООО “Види Юникомерс” сразу предложило собственный анализ  эффективности «улучшения».

Оказалось, что в ГП работают настолько мощные (или мотивированные?) специалисты, что в тот же день (!) и.о. директора ГП “УМЦС” Галина Мартыненко письмом №04 ответила, что предложенное на замену оборудование лучше первоначально предложенного.

Отдельные «аргументы» Александра Кучерявина, который подтвердило ГП «УМЦС» стоит процитировать. Например, немецкий аспиратор Weinmann «WM 11700» (ACCUVAC LITE) хуже турецкого Lifetime «SA-PB 2» лишь потому, что тяжелее на 1,1 кг. А американский пульсоксиметр Masimo «RAD 5» оказался хуже китайского монитора пациента Northern Meditec Limited «Aquarius» потому, что дисплей у него чуть меньше, чем у «китайца». Т.е. ГП “УМЦС” согласилась с оценкой качества медоборудования только по отдельно взятым параметрам, игнорируя технологии, которые для здравоохранения вообще-то первичны. Возвращаясь к сравнению с автомобилями, можно сказать, что по логике ГП “УМЦС” Daewoo Matiz лучше чем Mercedes A-класса – потому что он легче и меньше его.

И вот, казалось бы, дело в шляпе – вот она железная аргументация для подписания допсоглашения. Но загвоздка оказалась в том, что ГП “УМЦС” не наделено полномочиями по экспертной оценке качества медоборудования (что не может не радовать, учитывая «экспертность» этого ГП), а, значит, никаких обоснований для внесения изменений в договор нет.

Однако 9 января 2020 года ООО «Види Юникомерс» с официальным письмо обратилось  на имя и.о. гендиректора КУ “ООЦЭМПиМК” Владислава Терлецкого с просьбой таки заключить дополнительный договор с полной заменой медоборудования в «скорых». К своему письму директор ООО «Види Юникомерс» Александр Кучерявин приложил «экспертное» заключение ГП “УМЦС”.

Уже было очевидно, что в КУ “ООЦЭМПиМК” желающих подписаться под таким новым договором нет. Судя по всему, не сильно этого хотели и в профильном департаменте Одесской ОГА. В результате, начальник Департамента здравоохранения Одесской ОГА Игорь Гинжул подал заявление на увольнение, категорически отказавшись участвовать в преступной схеме. Что касается Владислава Терлецкого, то он, и без того имея проблемы со здоровьем, после оказанного на него давления из администрации Одесской ОГА был срочно госпитализирован.

С одной стороны, увольнение Гинжула и госпитализация Терлецкого оказались на руку тем, кто хочет добиться допсоглашения, ведь им теперь не мешают. Но с другой стороны – кто же все-таки подпишет изменения к договору? На сегодняшний день в Одесской ОГА это задача №1: найти хоть кого-то, кто согласится на аферу. Пока что желающих нет, как и нет желающих возглавить Департамент здравоохранения Одесской ОГА, который и должен будет добиться «переподписания» и разделить ответственность за потраченные деньги на «скорые».

А тем временем стало проясняться, кто вообще стоит за всей этой схемой и помогает недобросовестному поставщику «набить карманы» бюджетными деньгами. В феврале 2020 года, оставшись без подчиненных, на которых бы можно было «повесить всех собак», заместитель главы Одесской ОГА Виталий Свичинский обратился в Минздрав со странной просьбой – “согласовать изменения в договор между КУ “ООЦЭМПиМК” и ООО “Види Юникомерс” по замене медоборудования. Эта просьба странная хотя бы потому, что Минздрав не является согласовательным органом, а вопрос внесения изменений в договор – это компетенция лишь двух субъектов хозяйствования, которые его подписали. Об этом замглавы Одесской ОГА должен был бы знать.

Очевидно, что в Одесской ОГА ищут «крайнего», на которого можно было бы сослаться, в случае чего. А бояться есть чего. Дело в том, что такая афера полностью подпадает под действие ч. 5 ст. 191 Уголовного кодекса Украины – присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением в особо крупных размерах еще и группой лиц.

Окружение губернатора Максима Куцого, которое курирует вопрос закупки «скорых», само себя загнало в глухой угол. С одной стороны, на закупку “скорых” уже потрачено 293 млн гривен. С другой стороны, больше половины этих средств ушло на скорые, которые не соответствуют договору, соответствовать ему не могут и никакой новый договор “придумать” нельзя, ведь налицо снижение качества предмета закупки. А с третьей стороны – до поставки “скорых” осталось чуть больше месяца и нужно скорее что-то решать. Более того, выходит, что из-за корыстных побуждений отдельных людей государственный проект по развитию экстренной медицины находится под угрозой срыва, а Одесская область может недополучить «скорые», которых и без того не хватает.

Можно предположить, что если министр здравоохранения Зоряна Скалецкая не даст себя использовать в темную и не подпишет «согласование», то в Одесской ОГА будут искать других «экспертов»: хоть государственных, хоть частных, хоть вымышленных. Основная сложность не в этом, не в «бумажке». Главная сложность сейчас состоит в том, чтобы найти такого «зицпредседателя Фунта», который в должности руководителя КУ “ООЦЭМПиМК” подпишет допсоглашение, а потом, вероятно, спокойно сядет в тюрьму.

Глядя на всю эту историю, не покидает один вопрос: зачем новоназначенному на должность губернатора человеку, представителю новой власти ввязываться в аферу, которая шита белыми нитками и резонанс от которой также ударит и по Президенту Владимиру Зеленскому? Саботаж? Алчность? Глупость? Безнаказанность?

Впрочем, пугает больше другое. Если эту схему таки прокрутят в Одессе, то не пойдут ли по всей стране “улучшения” предметов закупки с заменой их на дешевые аналоги?

+ 0 -
  • 0
  • 1 661

Добавить комментарий