Угроза подтопления Одессы: ситуация остается очень сложной
24 февраля по Украине промчался мощный циклон «Юля». В наиболее пострадавшей – Одессе, ураган сорвал крыши, а на улицах повсюду обломки шифера и фрагменты зданий, поваленные деревья.
Шторм повредил и дамбу в Одесской области сдерживающей Хаджибейский лиман. Порывы ветра были настолько сильными, что вода заливала проезжую часть. В результате сильного урагана волны лимана повредили бетонную подушку и подмыли подпорную стенку.
«Все реально боятся ехать, здесь вообще размыло дамбу", - отмечают водители.
Теперь около 30 тысяч человек, нефтяные и газовые предприятия Одесской области, терминалы порта и автомагистраль под угрозой затопления.
«Вся вода выльется на Пересыпь. Все там будет затоплено. Дома и предприятия. Колоссальный объем Хаджибейского лимана - это такая мировая катастрофа для Одессы», - отмечает профессор кафедры гидрологии суши Одесского государственного экологического университета Александр Кулибабин.
Кроме того, что уже 20 лет дамба находится в аварийном состоянии и до этого момента ее укрепляли бетонными плитами, камнями и различными строительными отходами существует еще одна проблема.
Лиман постоянно имеет повышенный уровень воды, это происходит ежегодно, поскольку основная часть Одесской городской канализации сбрасывается именно туда. Летом, во время туристического сезона, нагрузка на городские очистные сооружения возрастает в разы, а лиман превращается в бомбу замедленного действия, и, любого урагана достаточно чтобы вода вышла из своих границ.
Решить проблему нужно немедленно ведь любой следующий шторм добьет конструкцию и дамба может рухнуть. Откачать лишнюю воду, которая давит на плотину сразу - невозможно. Для этого понабится около 2,5 лет и это все при том, что уровень воды уже превышен на 2,5 метра от нормы.
«В Хаджибейский лиман ежесуточному с очистных сооружений поступает 200 тысяч кубометров ежесуточному. Это равно одному сантиметру в уровне воды лимана», - предупреждает Александр Кулибабин.
Эксперты отмечают, что варианты решения проблемы существуют, однако, сейчас ими не пользуются. Одесса использует Хаджибейский лиман, как основной резервуар для выпуска очищенных сточных вод и канализационных отходов. Лиман переполняется достаточно быстро, что может привести к выходу вод за пределы его берегов. Поэтому, каждый раз, когда нагрузка на канализацию увеличивается отходы сбрасываются вблизи пляжей.
Глубоководный выпуск, в случае запуска, выводил бы все отходы далеко в море освободив и лиман, и пляжи от опасных стоков.
По словам эксперта, система Глубоководного выпуска построена одесской фирмой, но несмотря на существование, она до сих пор НЕ задействована. По его словам, это преступление не использовать такое колоссальное сооружение: 4-х километровый ввод в море труб, насосная станция, подводящие сооружения. ПО мнению Александра Кулибабина, запуском объекта можно снизить уровень Хаджибейского лимана. Кончено, это не решит проблему дамбы, но, в какой-то степени это облегчит ситуацию.
Лиман, в случае освобождения от дополнительной нагрузки, перестал бы быть угрозой. Об этом местные эксперты заявляли и предупреждали об опасности на протяжении нескольких лет. В то же время государсвто до сих пор должно компании подрядчика деньги, из-за чего проект Глубоководный выпуск, готовый на 95%, никак не запустят в работу.
«Пять лет назад был реализован проект Глубоководного выпуска и сегодня в Одессе море 4,5 километра трубы просто утоплены. Есть задолженность государства. Насколько я знаю, еще необходимы средства, для того чтобы построить станцию сбора и обработки воды», - еще в 2016 году говорил городской голова Одессы Геннадий Труханов.
На реализацию проекта Глубоководный выпуск государством было выделено 575 млн гривен. Фактически профинансировано только больше половины -370 млн грн. Еще 205 миллионов на данный является задолженностью, которую признал даже Верховный суд Украины. На данный момент, через штрафные санкции эта сумма увеличивается ежедневно и уже превысила 400 млн гривен.
Одесская прокуратура пыталась оспорить решение суда, но проиграла этот спор, уже с новым составом Верховного суда. На сторону подрядчика встала и Генеральная прокуратура Украины. Но до сих пор дело с места не сдвинулось.
От незапуска масштабного проекта, имеющего статус национального, страдает и Одесса, и туристы, и сама дамба, проблему которой сейчас необходимо оперативно решать. На строительство новой дамбы нужны огромные деньги. Этих расходов можно было бы избежать, если снять нагрузку с лимана и он не находился в состоянии переполнения.
Кроме этого, экологическая ситуация вблизи Одесских пляжей была бы совсем иной. Сброс, хоть и очищенных, вод на расстоянии 300 метров от берега грозит отдыхающим многочисленными инфекционными заболеваниями. Вывод же этих вод на безопасное расстояние – 4 км, будет снимать угрозу для отдыхающих заразиться во время купания.