Монополист «Евротерминал» с подачи одесских властей может получить дополнительный участок земли
Освоение полей фильтрации в непосредственной близости к Хаджибейскому лиману и «Сухому порту», и приведет фактически только к усилению позиции монополиста.
Новый проект мэрии Одессы по развитию полей фильтрации возле Хаджибейского лимана как зоны роста современной промышленности получил широкую огласку. Проект рассчитан на два этапа до 2030 года. По странному стечению обстоятельств в первую очередь хотят освоить участок земли, который связан с известной одесской фирмой «Евротерминал», которая монополизировала «портовые ворота», пользуясь особой благосклонностью городской власти и давно заявил о своих планах на эту землю.
Поля фильтрации располагаются в Суворовском районе в непосредственной близости к Хаджибейскому лиману. Эта зона – последний земельный ресурс города, особенно на фоне того, что Одесса пока не расширяет своих границ – этот кусок особо ценен. Речь идет о территории порядка 800-1000 га.
Управление капитального строительства определило заказчика проектирования и строительства инженерной инфраструктуры, необходимой для функционирования этой зоны. В дальнейшем концепцию должен утвердить муниципалитет. Вот только почему-то перед выборами, в последний год в мэрии решили презентовать план с краткосрочной перспективой на пять лет, а не в начале каденции горсовета и мэра.
На полях фильтрации город хочет создать зону приоритетного развития с особым юридическим статусом. Для ведения бизнеса на этой территории предпринимателям будут предлагать особые экономические условия. В частности, мэрия обещает компенсировать сумму уплаченных местных налогов (единый налог и налог на доходы физлиц). Концепция сводится к инвентаризации и оформлению земли, строительстве недостающей инженерной и дорожной инфраструктур. Предварительно для этого понадобится 1 млрд грн. Предлагается задействовать деньги как бюджета, так и инвесторов. Срок окупаемости проекта – 9 лет.
Однако, если внимательно изучить документы грядущего прожекта, то становится очевидным, что в ближайшей перспективе представленная концепция сведется к развитию проектов одной-единственной компании – «Евротерминал» и ее площадок. Впрочем, в мэрии этого даже и не скрывают.
Обозначенная зона приоритетного развития примыкает к участку «Евротерминала», более известной как «Сухой порт». И тут стоит вспомнить скандал между мэрией, читай – «Евротерминалом», и Администрацией морских портов Украины, который продолжается до сих пор (http://verhovenstvo.com/view/16668). Речь идет об альтернативном проезде в порт, которому так активно сопротивляется эта самая мэрия.
Уже на протяжении многих лет «портовые ворота» контролирует «Евротерминал» – проезд в порт проходит через ее транзитную площадку, где нужно платить (http://verhovenstvo.com/view/16583). По этому поводу разгорался не один скандал. Фирму считают монополистом, ведь альтернативного проезда в порт нет. Более того, горисполком даже запретил движение фур в порт в объезд «Евротерминала» и поэтому водителям приходилось платить по 17 долларов.
Еще в 2017 году Антимонопольный комитет Украины рекомендовал Одесскому горсовету предусмотреть возможность заезда на территорию морпорта без использования услуг фирмы. Но на это никак не отреагировали. В 2019 году АМКУ признал «Евротерминал» монополистом, оштрафовал компанию на более, чем 5 млн грн. и обязал ее обеспечить возможность заезда в порт без требования платы. В ответ фирма только снизила цену. В качестве решения вопроса предлагалось строительство альтернативной дороги в порт, но предметно об этом начали говорить только после визита в Одессу Президента Украины Владимира Зеленского. Тогда портовики пожаловались гаранту, что город не отводит землю под новый проезд (http://verhovenstvo.com/view/16025).
Зеленский выступил с критикой в адрес мэрии, после чего и началась работа по созданию т. н. дополнительного сообщения. Но в горсовете все равно пролоббировали только частный, евротерминаловский вариант. С одной стороны, городу это пришлось как раз кстати, так как нужно было разгрузить улицы от большегрузного транспорта.
С другой стороны, нужно было не обделить «Евротерминал», который уже работает на полях фильтрации и давно имеет планы как раз по организации свободной экономической зоны на примыкающем участке. Кстати, они уже давно презентовали свой проект на форуме 5Т.
По поводу альтернативного проезда в порт мэрия начала переговоры с Администрацией морских портов Украины. В АМПУ выступили с предложением выделить им 41 га для строительства новой дороги. Портовики просили территорию как раз на полях фильтрации от Окружной дороги до эстакады порта. Проезд должен был проходить мимо площадки «Сухой порт». Представители порта признали, что дорога будет платная, но суть в том, что она дает альтернативу. А конкуренция всегда приводит к снижению цены. В мэрии же просто твердят: платная, а значит вторая не нужна. Мол, есть одна платная, а зачем нам две.
Переговоры между мэрией и АМПУ затянулись, компромисса достичь не удалось. Судя по всему, портовиков не устроили маршруты, которые разработала мэрия. В итоге город выбрал маршрут, который упирается в частную площадку все того же «Евротерминала».
Не дожидаясь согласия портовиков, в сентябре 2019 года муниципалитет передал в аренду ООО "Хаджибей-2" на 49 лет землю под новую дорогу. Речь идет о 6,6824 гектара для строительства, обслуживания и ремонта объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. А проект решения о выделении земли АМПУ для строительства дороги в объезд "Евротерминала" даже не включили в повестку дня.
То есть новая дорога должна пройти параллельно Хаджибейской дороге, и она якобы в целом соответствует плану мэрии под названием «Хаджибей-2». Кстати, об этом проекте тоже говорят уже лет 10, но он так и остался на бумаге.
Несложные изыскания в открытых источниках показали, что компания «Хаджибей-2» также близка к мэрии: учредителями значатся ООО «Очаково-Украина» и Олег Аленченко. Фирма зарегистрирована по адресу Генуэзская, 1а, как и, например, «Ростдорстрой», владельцем которой является депутат горсовета Юрий Шумахер от промэрской партии «Доверяй делам».
Но нюанс в том, что это не решает вопрос альтернативного проезда, ведь дорога снова замыкает поток фур на частной структуре, которая взимает деньги за въезд и простой транспорта. К тому же и в «Евротерминале» не скрывают, что альтернативный проезд опять-таки будет платным.
Но все же есть надежда, что фуры смогут бесплатно ездить в порт Одессы в объезд «Евротерминала» - мэрия Труханова проиграла АМКУ в суде (http://verhovenstvo.com/view/17719). Верховный суд окончательно признал незаконным решение исполкома Одесского горсовета, который запретил движение фур в порт в объезд «Евротерминала». Теперь фурам должны разрешить ездить в порт свободно.