Максима Степанова ждет непростой выбор
В ближайшее время министра здравоохранения Украины Максима Степанова ждет такой же непростой выбор, какой был у предшественника Ильи Емца: быть свадебным министром или уйти.
Всё дело в том, что большая часть бюджета министерства здравоохранения Украины, после реформ Супрун, администрируется не министерством, а Национальной службой здравоохранения Украины. Если министр не контролирует НСЗУ, он не имеют бюджетно-финансовых рычагов влияния на отрасль за которую отвечает.
Министр Илья Емец попытался назначить своего главу НСЗУ, но пул соросят сумел отстоять независимость творения Уляны Супрун, после этого твечать за лечение украинцев в условиях пандемии коронавируса и отсутствия влияния на бюджетные потоки, Илья Емец отказался.
Команда Максима Степанова понимает проблему, и пыталась провести согласованный конкурс на главу НСЗУ – назначить Константина Ярыныча. Однако соросята заявили о фальсификации конкурса на ключевую должность. Учитывая недовольство негативным влиянием на рейтинг Президента последствиями реформы Уляны Супрун и отказа соросят во фракции Слуг народа согласовано голосовать, их мнение Владимир Зеленский мог проигнорировать.
Решающей оказалась позиция главы парламентского комитета и Михаила Радуцкого: подчинение НСЗУ министру ослабляло влияние депутата на потоки средств в сфере здравоохранения, а наличие конфликта позволяет периодически выступать арбитром и хорошо зарабатывать.
Владимир Зеленский, с подачи Михаила Радуцкого, заблокировал назначение Константина Ярыныча, соответственно будет новый конкурс, и вероятность того, что Максим Степанов сможет провести на эту должность свою кандидатуру стала еще ниже, чем была во время первого конкурса.
Единственным спасением для Максима Степанова может быть смена модели финансирования: временно – на период аттестации соросят-магистров Киево-могилянки, засевших в НСЗУ (по аналогии с аттестацией полиции), передать функции финансирования больниц министерству. Согласно бюджетной классификации, Минздрав является бюджетным распорядителем первого уровня, а НСЗУ – второго. Другие министерства не создают агентства-посредники для финансирования бюджетных учреждений, а финансируют их напрямую.
Временное решение может быть лучшим вариантом как для Премьера Шмыгаля, так и Президента Зеленского – чем очередная отставка министра здравоохранения в условиях пандемии и краха системы здравоохранения, вследствие старта реализации второго этапа реформы Уляны Супрун.
Любой новый министр также столкнётся с необходимостью взять под контроль один из наибольших бюджетов в Украине – НСЗУ, его можно сравнить с бюджетом Нафтогаза, Пенсионным фондом и Минобороны, только времени что-то делать у него до местных выборов уже не будет. Поэтому или Степанову, заручившемуся поддержкой ведущих медиков (противников Супрун) передадут контроль над финансами, или команда Зеленского пойдёт на местные выборы со всем негативом от реформ Уляны Супрун.