Импорт корветов из Турции станет точкой невозврата для украинского кораблестроения полного цикла
Подписанное Украиной соглашение с турецкими компаниями о передаче технологий и производство корветов для нужд украинской армии - признак большого кризиса в отечественном судостроении, что несет в себе угрозу невозврата полного цикла строительства кораблей.
Напомним, речь идет о намерениях по совместному строительству с турецкой стороной корветов типа Ada. Главное судно планируется собрать в Турецкой Республике, следующие в Украине на базе завода «Океан», который Анкара уже предварительно включила в «корветную программу». Меморандум предусматривает заключение отдельных контрактов между сторонами в четко оговоренные сроки и конкретные шаги сотрудничества.
Однако в УСПП отмечают: такое решение — это своеобразная подпись под отказом Украины строить собственные корветы. В частности, из-за непонятной позиции нескольких правительств подряд, с 2011 года реализовано только 32% строительства корвета проекта 58250 (серия «Владимир Великий»). Стоимость «главного» судна тогда оценивалась на уровне € 250 млн. Стоимость серийных корветов ожидалась на уровне € 200-210 млн. Производство первых же четырех кораблей по этой программе позволило бы привлечь к работе более 10000 работников в различных отраслях ОПК на 8-9 лет. Впрочем, даже озвученное в прошлом решение президента В.Зеленского продолжить строительство корветов не нашло своего практического продолжения. Тем временем технологии проекта уже устаревают, потрачены сотни миллионов гривен фактически впустую.
«Украина выбрала самый легкий путь - отказаться, по сути, от собственного судостроения и получить перспективу частичной локализации производства, хотя и здесь нужны четкие просчеты, какие же выгоды собственно для украинской экономики. Турция заинтересована продать нам свой продукт, поэтому, первое судно будет изготовлено там (при участии украинских специалистов), следующие будут поставляться в Украину почти готовы с доукомплектованием на наших верфях». - подчеркнул президент УСПП Анатолий Кинах.
Здесь встревожены тем, что Украина, следовательно, может никогда уже не вернуться к своему кораблестроению полного цикла, теряется время, подобные соглашения будут способствовать потере и кадрового потенциала – чуть ли не главного ресурса отечественной промышленности.
Напомним, летом УСПП, Антикризисный совет общественных организаций Украины, в который входит более сотни промышленных бизнес-ассоциаций, открыто обратились к главе государства с призывом поддержать национальное кораблестроение и реализовать проект по созданию украинских боевых многофункциональных судов. Были предоставлены соответствующие аналитические данные и расчеты: при серийном производстве (не одного только судна «Владимир Великий») можно было выйти на положительный баланс, несмотря на экономический эффект увеличения количества рабочих мест, финансовое оздоровление южных регионов и тому подобное.
Отметим, что стоимость Ada около $260, а время от закладки до принятия на вооружение флота составляет 4 года. По сути, это те же условия, из которых начинала Украина строительство собственного корвета, с поправкой на то, что это был полностью украинский проект с 10-ю тысячами новых рабочих мест для квалифицированных кадров и смежных специальностей.
Где гарантии того, что заплатив такую сумму, за 4 года Украина найдет ресурсы хоть для частичной локализации?
«Подписанное с Турцией соглашение по производству корветов не имеет глубокого технико-экономических обоснований, полностью игнорирует предложения промышленников и структурированных деловых объединений Украины, которые подавались в этом направлении. Поэтому считаем, что она несет значительные экономические риски, в том числе главный - безвозвратной потери отечественного полно циклического судостроения», заключили в УСПП и Антикризисном совете общественных организаций.
Поэтому здесь еще раз призвали правительство и Офис президента вернуться к более конкретному обсуждению судьбы украинского судостроения с представителями отрасли и промышленно-предпринимательского сообщества в целом.