Современные рабы: Как работают и живут наши батраки
В нашем обществе есть две категории людей, существование которых мы не хотим замечать: это бездомные и батраки. И если украинцев, в силу разных обстоятельств оказавшихся на улице, пока еще относительно немного, то батрачеством зарабатывают на хлеб, по разным оценкам, от 15% до 30% работоспособных граждан…
Кому-то может показаться, что слово «батрак» - это такой же анахронизм прошлого, как и рабочие с крестьянами, к тому же «москальского» происхождения. Но на самом деле оно пришло к нам из тюркских языков, и до сих пор не потеряло своего актуального смысла. Ведь в социальном плане мы практически вернулись в XIX век! И одним из главных признаком этого стало как раз появления огромного числа новых батраков.
Сначала немного этимологии. Слово «батрак» вошло в широкий обиход на Левобережье XIX века, сильно потеснив традиционные украинские «наймит» и «наймичка». Изначально наймитами в Украине называли всех тех, кто либо не имел собственных средств производства (земли, мастерской), либо не мог ими прокормиться – а потому нанимался в работники к другим. Постепенно число наймитов росло: от профессиональных рабочих и домашней прислуги до грузчиков и частной охраны (как раз и придавшей этому слову негативный оттенок). И со временем у них появились новые названия, более точно определяющие их социальное положение.
Наймитов, имевших профессию, пользующихся доверием и уважением нанимателя, у которых, говоря современным языком, были долгосрочные контракты с работодателем, стали называть просто работниками. Для хозяев они были членами трудового коллектива, а иногда и членами семьи (в её старом патриархальном понимании). Если работника выгоняли (увольняли), это было событие, драма! А вот слово «наймит» стали чаще употреблять в отношении разнорабочих, кухарок и поденщиков – то есть тех, кто искал хоть какую-то работу, хотя бы временную, хотя бы за еду. С ними уже не церемонились, относились к ним как к «быдлу».
На селе сезонных наймитов стали называть батраками. Обычно у помещика или кулака было несколько работников, а в сезон он нанимал дополнительно необходимое количество батраков. Также батрачками называли женщин, приходивших к богатеям «постирать» и помогать домашней прислуге – их положение было самым унизительным и бесправным, ими с гонором командовали даже кухарки.
Согласно переписи 1897 года, в восьми украинских губерниях к наймитам относились почти 13% населения, из них 1,8% городских (включая заводских) и 0,4% сельских работников, и почти 5% местных батраков. А кроме местных, в сезон южные губернии заполоняли батраки из числа т.н. «отходников» - как называли великороссийских «заробитчан». Они приезжали из великороссийских губерний (в основном Курской и Орловской) в таком количестве, что Курско-Харьковская железная дорога (с 1907 года – Южная) формировала для них дополнительные составы из вагонов третьего класса. К слову, именно из-за этих отходников украинские национал-патриоты первой волны стали считать, что «в Московии есть нечего». Есть также мнение, что это отходники привезли сюда слово «батрак», которое они сами переняли у волжских татар и казахов. Однако в Украине оно известно еще со времен Мазепы, и пришло, вероятно, от крымских татар…
Считалось, что батрачество как явление полностью исчезло в советские времена, но это не так. Тогдашними батраками фактически являлись т.н. «бичи», жившие случайными заработками (погрузить-выкопать). В какой-то мере батраками можно было назвать горожан, которых принудительно отправляли летом на прополку, а осенью «на картошку». Но как ни курьезно выглядели восседавшие на куче овощей сотрудники НИИ, нужно признать тот факт, что без сезонных рабочих сельское хозяйство просто невозможно – ни в царские времена, ни в СССР, ни на Западе, ни в современной Украине. Ведь кому-то же нужно пропалывать грядки и собирать помидоры, причем за умеренную плату, иначе овощи и фрукты будут «золотыми»!
Проблема возникает тогда, когда батрачеством перебивается добрая половина нации, еще не так давно считавшейся одной из самых развитых и образованных в Европе! И когда условия их труда, мягко говоря, очень далеки от цивилизованных норм. А именно с этим столкнулись украинцы!
К 2020-му году, до начала пандемии коронавируса, среди украинцев насчитывалось около 4 миллионов активных «заробитчан», то есть тех, кто продолжал постоянно или периодически ездить за границу на заработки. Но в это число не вошли те украинцы, кто остался в Европе и России навсегда - а это даже по самым скромным оценкам около 3 миллионов. И еще примерно 2 миллиона, по разным причинам, оставили это занятие. Таким образом, через «заробитчанство» прошли 9 миллионов украинцев! И их будет еще больше, теперь уже к выезду за границу готовятся внуки тех, кто протоптал туда дорожки еще в 90-х.
Но не каждый «заробитчанин» является батраком, так же как и далеко не каждый украинский батрак это «заробитчанин». Собственно, «зарабитчанами» или «гастрайбайтерами» называют только тех украинцев, кто ездит на заработки за границу. При этом в среднем около 15% из них (в Европе 7-9%, в России 20-25%) находят себе постоянную работу, иногда даже по специальности, а то и открывают свой бизнес – и остаются там на ПМЖ. Еще треть можно назвать скорее наймитами, особенно много их в сфере обслуживания и торговли. А вот где-то больше половины – это типичные батраки, сезонные сельхозрабочие на фермах, грузчики на скандалах, разнорабочие-поденщики на стройках.
А теперь спроецируем эти цифры на численность трудоспособного населения Украины. В основной группе (25-55 лет) оно составляет 16 миллионов, плюс еще два миллиона молодых людей в возрасте 18-24 лет (при условии, что они не служат в армии и не учатся в вузе), плюс пять миллионов предпенсионеров (56-64 года).
Украинские политики правого толка и «прозападники» вовсе не считают это катастрофой. Напротив, они десятилетиями старались заполучить голоса «зарабитчан», обещая им то членство Украины в ЕС, то безвиз. А когда они довели Украину до ручки, до полного краха, без всякой надежды на восстановление, то начали восхвалять «заробитчан» как «активно самозанятых украинцев» и один из основных источников валютных поступлений в страну. Но ведь утверждать так - это циничная насмешка!
Кстати, а давайте рассмотрим, насколько много зарабатывают украинские заробитчане! Последние годы практически все из них предпочитают отправлять деньги домой переводами, так как это гораздо надежнее, чем копить в пазухе, а потом везти через границу наличные. Итак, по данным Нацбанка, в 2019 году украинцы отправили домой 12 миллиардов долларов. Всемирный банк, учитывающий все легальные виды перечисления денег, назвал цифру в 15,8 миллиардов. А теперь разделим это на 4 миллиарда «заробитчан»: в среднем выходит по 4 тысячи на человека в год (остается на руках после оплаты проживания и питания), что практически равно средней зарплате в Украине. Но, конечно, это лишь в среднем и за год, поскольку очень многие работают сезонно и по временным контрактам.
При этом им приходится горбатиться по 10-12 и более часов, а на грядках и без выходных, терпеть ужасные условия труда, подвергаться риску нападений, а кто-то оказывается в настоящем рабстве. И всё же с каждым новым сезоном, каждое последующее поколение «заробитчан» уже воспринимает это как должное.
Вот что воистину удручает: нация «козаченек» превратилась в нацию «наймитов» и батраков! Теперь их больше, чем при царском режиме. Более того, ведь получается, что когда Украина была в составе Российской империи, то батраки ехали на заработки к нам – а теперь, когда Украина стала независимой, сами украинцы едут батрачить на все стороны света!
А ведь в еще больших масштабах батрачество расцвело в самой Украине! Так, по подсчетам Минтруда, на неофициальной, неквалифицированной и низкооплачиваемой работе в нашей стране заняты не менее 2 миллионов громадян. Формально они безработные, хотя большинство даже не состоят на учете в центрах занятости, реально же работают «тут и там» грузчиками, продавцами, подсобными рабочими, водителями, разносчиками, раздатчиками и т.д. Разумеется, что ни о каких отпускных и больничных они и не слыхивали, а просьба повысить зарплату может закончиться мгновенным «увольнением» с отправкой на три буквы. И вот что интересно: когда вы пользуетесь услугами этих бедолаг, вы понимаете, что перед вами самые настоящие батраки?
Впрочем, об их нелегкой судьбе СМИ рассказывали уже много раз! Но есть еще одна категория батраков, причем, самых что ни на есть классических, о существовании которых мало кто догадывается - это наемные сельхозработники украинских фермеров и агрохолдингов. Никто даже не удосужился их подсчитать, но по примерным оценкам, речь идет о десятках тысяч постоянных работниках и сотнях тысячах сезонных батраков. О них крайне редко вспоминают журналисты, а их крайне нелегкая, порою просто трагическая судьба почему-то неинтересна читателям и зрителям. А между тем они есть, они живые люди, и они украинцы!
Но нет, в телесюжетах нам показывают только мордастых фермеров и надменных латифундистов, хвастающих своими достижениями – и ни слова о тех людях, кто за гроши работает на этих «успешных аграриев». Их вообще не показывают в кадре, словно их и нет вовсе, и всё работу выполняет сам хозяин!
А ещё в современной Украине очень любят вспоминать о советском «колхозном рабстве». Но вот ведь какая горькая ирония: после того, как колхозы были упразднены, а земля распаевана, многим украинским селянам пришлось сдать свои участки в аренду местному фермеру или агрофирме, а самим проситься к ним на прополку и уборку – чтобы хоть как-то свести концы с концами! Конечно, они были вольны всё бросить и уйти – но куда? Узы нужды держать крепче любых цепей.
Впрочем, бывают и куда более тяжелые ситуации, в которые попадают украинские батраки, особенно из числа ищущих заработок неместных и горожан. Например, их могут превратить в самых настоящих рабов! Подобных современных «плантаторов» полиция арестовывала в Днепропетровской области, на Харьковщине, несколько случаев было на Херсонщине и в Одесской области. А ведь полиция сама предупреждает, что «накрыть», да и то случайно, в лучшем случае удается лишь одно из десяти таких рабовладельческих хозяйств. Так что стоит быть осторожнее, отправляясь на заработки в глухую провинцию, неизвестно к кому….
По Марксу, такое явление как батрачество – это следствие социально-экономической катастрофы, разразившейся в ходе процессов смен формаций, передела собственности и кризисов. Потеряв собственные средства производства или хорошую постоянную работу, не имея возможности восстановиться, люди в отчаянии ищут любой заработок – так появляется первое поколение потенциальных батраков. А если ситуация в стране не улучшается, то катастрофа продолжается, и появляются следующее поколение батраков, ранее вообще не имевшие ни работы, ни бизнеса. Это та самая сегодняшняя украинская молодежь, которая сразу после окончания вуза едет в Польшу на сбор томатов. И она уже просто не представляет другой жизни!