Очередной скандал в деле о дипломировании моряков: Украина может потерять 3 млрд грн из-за закона №3944?

200 тысяч украинских моряков окажутся на улице, а бюджет потеряет 3 млрд грн валютной выручки? Все из-за закона №944, который так рьяно поддерживают митингами и отменой экзаменов. Почему украинцы могут потерять лицензии как минимум на пять лет, кому это выгодно и как защитить отечественную морскую отрасль от массовой безработицы? Расследовал журналист ИА «Стоп коррупции ТВ» Артем Поликовский.

видео — Стоп Корупції

Об этом пишет «Стопкор»

Украина является морским государством: по оценкам экспертов, наша страна входит в пятерку лидеров по количеству моряков на судах под иностранным флагомм. Почти 200 000 украинцев работают в мировом торговом флоте. А государственный бюджет благодаря этому ежегодно получает более 3 млрд грн валютной выручки. Однако благодаря закону №3944 все может кардинально измениться в худшую сторону.

Каждые пять лет моряки должны собирать необходимые документы для работы и проходить курсы.

«И тут начинается история с аттестацией моряков, которая без дополнительных 3-5 тысяч долларов стала просто невозможной. На рынок вышли сотни агентов, которые носили бумаги «туда, куда это необходимо», и даже проходили курсы по ликвидации пожаров, изучению высоковольтного оборудования и навигационных средств, а также оказанию первой помощи вместо моряков. Точнее, они делают это и сейчас. По мнению экспертов, из-за таких разительных нарушений Украина может попасть в черный список»,— говорит журналист Артем Поликовский.

Эксперт аналитической группы «Левиафан» Николай Мельник отмечает, что такая тенденция будет иметь страшные последствия для отечественной морской отрасли.

«Когда количество аварий в море, спровоцированных действиями украинских моряков, будет уже критическим, когда международная ассоциация увидит проблемы с подготовкой, то, думаю, мы сможем очень быстро попасть в блек-лист. А это смерть для моряков и смерть для украинской экономики»,— подчеркивает он.

 

Когда журналисты решили углубиться еще дальше в вопрос, они получили много инсайдерской информации от людей, работающих в

Министерстве инфраструктуры, органе, ответственном за морскую отрасль.

Речь о законе №3944, который так долго лоббировался на митингах.

Несовершенный и неработающий в украинских реалиях, он был принят Верховной Радой, что вызвало настоящие баталии.

Напомним, что для того, чтобы повысить свою квалификацию или устроиться на работу, морякам нужны подтверждающие документы. Там должна быть информация о полученных знаниях и экзаменах. Это касается всех, кто работает в торговом флоте, иначе они не смогут увидеть море. И каждые пять лет за это нужно платить – не официально в бюджет, а в частные карманы.

«Взятки всегда были в этой сфере, моряки всегда платили взятки, просто где-то до 2019 года их было, мягко говоря, в 5-6-10 раз меньше, чем сейчас», — комментирует Николай Мельник.

Создатели законопроекта №3944 обещали упростить все процедуры.

Если раньше в основном приходилось сдавать повторные тесты, то с прошлого года можно подтвердить квалификацию наличием трудового стажа. Необходимость сдачи экзаменов по актуализации документов отпадает при соблюдении трех условий:

1. Доказана пригодность моряка к работе по состоянию здоровья.
2. При наличии сертификатов об окончании учебных курсов.
3. Если инспекторами Морской администрации подтвержден стаж моряка, необходимый, чтобы подтвердить квалификацию.

Если они выполняются – платить, выходит, не за что? Это то, чего протестующие требовали в течение двух лет.

Однако и.о. руководителя ГП «Администрация морских портов Украины» Александр Холодницкий отмечает: не все так радужно.

«Ситуация действительно сложная. У нас более 150 катеров с экипажами, то есть мы чувствуем на себе и на своем штате даже просрочку документов моряков. Что касается процедур, которые сейчас действуют: демон кроется в деталях. На мой взгляд, в целом руководство Министерства и Морской администрации либерализовало эти процедуры. Но есть куча заинтересованных в том, чтобы не дать в полном объеме запустить эти процедуры»,— объясняет он.

 

Так что, казалось бы, изменения существенные.

Однако если внимательно ознакомиться с текстом закона, то окажется, что в этом документе сохраняется главный коррупционный фактор – необходимость обращения в государственную квалификационную комиссию, которая должна выдавать документы морякам.

«Получается, что чиновники МорАда по-прежнему оставляют за собой возможность отправить всех мореплавателей в экзаменационную комиссию. Поэтому, как оказалось, закон, призванный снизить коррупционные риски, превратился в новый рычаг для вымогательства»,— констатирует Артем Поликовский.

+ 0 -
  • 0
  • 2 726

Добавить комментарий