ВНО: ужас средней школы
Который год подряд школьники Одесчины показывают стабильно низкие знания на внешнем независимом тестировании. Даже довольно высокие показатели городских школ, лицеев и гимназий общую статистику не спасают. На вершине рейтинга уже не первый год киевские, львовские и ивано-франковские школы — преимущественно городские. Причем это не среднеобразовательные школы, а лицеи, учебно-воспитательные комплексы (УВК), гимназии и школы с углубленным изучением какого-либо предмета.
С сельскими школами все более-менее понятно — здесь дело не столько в зарплате педагогов, сколько в общей непривлекательности села как места для жизни и работы. А вот в ситуации с городскими школами проблема намного глубже. Речь уже не о финансах, а о престиже профессии учителя. Педагогические специальности давно и стремительно теряют свою привлекательность из-за перегруженности учителей бумажной работой и большим давлением со стороны администраций школ и родителей. Сегодня только в Одессе открыто более 300 вакансий, на которые по факту даже конкурса нет — приходи и работай. Результаты ВНО говорят сами за себя: почти 10% выпускников в Одесской области не смогли сдать тест по украинскому языку и литературе в прошлом году, около 14% не сдали историю Украины, 12% — биологию, 13% — химию.
Это может показаться странным, но сейчас нет никакого законодательного или административного механизма, который бы стимулировал педагогов обучать детей качественно. То есть независимо от того, какие результаты ВНО покажет школа, на ее деятельности это никак не отразится. Разве что школа сама нацелена на поддержание своего имиджа, чтобы привлекать лучших учащихся, спонсоров и повышать свой статус.
На данный момент ни чиновники, ни педагоги не видят альтернативы ВНО. Пока это наиболее объективный и справедливый способ оценки знаний выпускников. Однако и он не лишен изъянов. Например, ежегодно возникают споры по поводу некорректно составленных заданий, а университеты так и не нашли способ оценки творческих навыков абитуриентов, что в результате увеличивает отсев в первые годы учебы в университетах.
14 799 человек в 2017 году зарегистрировались на прохождение ВНО в Одесской области.
С сельскими школами все более-менее понятно — здесь дело не столько в зарплате педагогов, сколько в общей непривлекательности села как места для жизни и работы. А вот в ситуации с городскими школами проблема намного глубже. Речь уже не о финансах, а о престиже профессии учителя. Педагогические специальности давно и стремительно теряют свою привлекательность из-за перегруженности учителей бумажной работой и большим давлением со стороны администраций школ и родителей. Сегодня только в Одессе открыто более 300 вакансий, на которые по факту даже конкурса нет — приходи и работай. Результаты ВНО говорят сами за себя: почти 10% выпускников в Одесской области не смогли сдать тест по украинскому языку и литературе в прошлом году, около 14% не сдали историю Украины, 12% — биологию, 13% — химию.
Это может показаться странным, но сейчас нет никакого законодательного или административного механизма, который бы стимулировал педагогов обучать детей качественно. То есть независимо от того, какие результаты ВНО покажет школа, на ее деятельности это никак не отразится. Разве что школа сама нацелена на поддержание своего имиджа, чтобы привлекать лучших учащихся, спонсоров и повышать свой статус.
На данный момент ни чиновники, ни педагоги не видят альтернативы ВНО. Пока это наиболее объективный и справедливый способ оценки знаний выпускников. Однако и он не лишен изъянов. Например, ежегодно возникают споры по поводу некорректно составленных заданий, а университеты так и не нашли способ оценки творческих навыков абитуриентов, что в результате увеличивает отсев в первые годы учебы в университетах.
14 799 человек в 2017 году зарегистрировались на прохождение ВНО в Одесской области.