Евгений Рахманин. В предчувствии Большого Взрыва
16 июня по 23 июля в Музее современного искусства Одессы будет представлена выставка «Евгений Рахманин. В предчувствии Большого Взрыва».
Всю свою творческую жизнь Евгений Рахманин с настоящей дзеновской сосредоточенностью наблюдает горячую, готовую взорваться Вселенную. Как будто он соавтор гениального Г.Гамова (кстати, одессита), придумавшего теорию горячей сжатой ранней Вселенной, а также последовавшего вслед за ней Большого Взрыва - начала возникновения всего нашего Мира.
В зависимости от громадного количества внешних причин, определяющих взгляд автора в момент творчества, температура его Вселенной колеблется в большом интервале. Временами кажется, что он создает пейзажи как репортажные экстремальные фото – находясь на случайно сохранившемся островке внутри безграничного потока лавы из проснувшегося вулкана. Иногда обстановка стабилизируется, буйство красок и температура сжатия уменьшаются. Но все относительно - Рахманин не нуждается в снеге. Эта метафора чистоты родом из другого мира - «…здесь климат иной». Высшие, очищенные дзеном от всего, мысли и чувства сосредоточенны в горах. В отличие от берегов лимана, горы всегда выделены четкими контурами, подчеркивающими стабильность вечности. В произведениях Евгения они являются моделью мира и написаны так, как их видел художник, находясь среди них. От достаточно реалистичного пейзажа 80-90-х до почти фантастических по цветовым решениям современных работ. Именно здесь эмоции, символ вечной горячей материи, будущий вулкан, эпицентр Большого Взрыва.
Художник наблюдает и описывает различные формы существования материи: беспредметные и вполне конкретные; застывшие и экспрессивные. Стабильное соотношение между этими, кажущимися контраверсивными, зонами отсутствует. Берега Одесских лиманов, застывшие в утренней дымке или дневном солнечном мареве, выглядят как экспрессивные абстракции, а неприступные горы и будничные минималистичные натюрморты неуловимо похожи на мощные абстрактные композиции, создававшиеся одновременно.
Абстракции являются логичным развитием горных серий Рахманина. Хотя обратное не менее справедливо. Автору не очень важна степень предметности, изображаемого им мира. Абстракция - постоянная форма творчества Художника. Диапазон работ велик: от минималистичных сочетаний монохромных плоских участков до экспрессивных композиций.
Как истинный дзен буддист, он сосредоточенно изучает, регистрирует и познает этапы развития Вселенной. Для него горы - прежде всего эпицентр концентрации и напряжения энергии сжатия, а берега лиманов - зона временной диссипации накопленной энергии. Люди - случайный элемент, попавший в процесс космических масштабов. Даже неустрашимый всадник вандал замер перед нежелающими его принять руинами разрушенного города. Натюрморты – метод акцентирования роли некоторых предметов, наиболее символичных для автора на момент создания произведения.
Интересно попытаться понять движущие мотивы трансформации художником этих основных и постоянных для него объектов. На первый взгляд можно утверждать о том, что в процессе творчества «напряженность и сложность цветовых композиций и образов возрастает». Но почти тут же обнаруживаются работы, созданные, как будто специально, для того, чтобы подчеркнуть честность и самокритичность автора в видении обратных эффектов.
Турбулентное перетекание энергии внутри сжатой напряженной горячей Вселенной – единственное состояние Мира, интересующее Евгения Рахманина, мудрого философа, ценящего каждый миг и немного познавшего прошлое и будущее.