Лоцманские услуги передадут ГП «Дельта Лоцман»
Администрация морских портов Украины (АМПУ) выступает за сохранение практики предоставления лоцманских услуг исключительно государственными компаниями. Это гарантирует безопасность судоходства, сохранение человеческих жизней и здоровья, а также соблюдение экологических норм — функций, возложенных на государство в соответствии с международным законодательством.
«Сегодня единственным государственным предприятием, осуществляющим безопасную проводку судов в портах, является филиал АМПУ — «Дельта Лоцман». Также подразделение имеет центр обучения, специализирующийся на подготовке и повышении квалификации морских лоцманов. Имеющиеся технические и человеческие «мощности» делают предприятие уникальным в своем роде. Кроме того, мы будем увеличивать его потенциал путем обновления лоцманского флота», — заявил руководитель АМПУ Райвис Вецкаганс.
Согласно действующему национальному законодательству и нормативно-правовым документам, предоставление лоцманских услуг отнесено к сфере естественных монополий. Естественным монополистом в сфере предоставления лоцманских услуг определено ГП «АМПУ», которое по представлению Мининфраструктуры включено Антимонопольным комитетом в Сводный перечень субъектов естественных монополий.
Этот подход коррелирует с европейской практикой. Весной этого года вступило в силу решение Европарламента, которым отрасль выполнения лоцманских проводок утверждена локально регулируемым видом деятельности и должна быть освобождена от принципов свободной рыночной экономики и конкуренции.
Таким образом, демонополизация этой сферы может не только нанести большой вред и поставить под угрозу национальную и экономическую безопасность государства, но и прямо противоречит нормам украинского и европейского законодательства.
«Это направление должно быть централизованным и оставаться в ведении госкомпании. Частные игроки будут ориентироваться на получение прибыли и иметь интерес только к крупным портам. У АМПУ нет никаких преференций в разрезе портов или операторов и Администрация обеспечивает одинаково высокое качество лоцманских услуг во всех гаванях», — отметил Райвис Вецкаганс.
Что касается сферы квалификационной подготовки морских лоцманов, то выполнение соответствующих функций также возложено на филиал «Дельта-Лоцман» (приказ Министерства транспорта Украины от 23.10.2000 № 587). На сегодняшний день общий состав морских лоцманов насчитывает порядка 170 человек. Ориентировочная численность лиц, проходящих подготовку, составляет 10–15, а переподготовку — 60 человек в год. Учитывая это, сложно говорить о существовании отдельного «рынка услуг», который требует конкуренции.
Вопрос квалификационной подготовки морских лоцманов и их профессиональной деятельности на рынке услуг лоцманской проводки судов обсуждался в ходе рабочей встречи в Антимонопольном комитете Украины 27 июля 2017 года. Исследование со стороны АМКУ продолжается, но высказанная позиция АМПУ четкая и неизменная — лоцманские услуги должны предоставляться государством, как это и прописано в законодательстве.