В Украине решили окончательно добить крюинг

В Киеве готовится законопроект № 6275 о противодействии торговли людьми, который разрабатывает рабочая группа комитета Министерства социальной политики Украины (МСПУ) во главе с Людмилой Денисовой. Цель этого проекта, как это часто бывает, кажется полностью благородной. Законопроект предполагает усиление правового и административного воздействия на «недобросовестных» посредников в трудоустройстве за границу, предоставление полномочий в сфере внеплановых проверок и штрафов МСПУ и органам Национальной полиции. В то же время предлагаемые меры порождают больше вопросов, чем ответов.

«Торговля людьми» или торговля лицензиями?

В рамках законопроекта планируется внести поправки в пять законов Украины, прямо или косвенно касающихся торговли людьми посредством трудовой миграции. Под влияние законопроекта попадут не только сезонные сборщики клубники, но и украинские моряки. Среди прочих, поправки предлагается ввести и в Закон Украины «Про ліцензування певних видів господарської діяльності», под юрисдикцией которого «живут» морские рекрутинговые агентства.

С тех пор, как граждане Украины получили возможность безвизового въезда в страны Шенгенской зоны, ряд стран, в который входит Польша, разрешает украинцам работать без Work Permit. По сравнению с этой системой, трудоустройство моряков через морские посреднические компании более прозрачно и надежно. Деятельность этих агентств настолько специфична, что требования к ним регламентированы на международном уровне стандартами качества ISO и Конвенцией о труде в морском судоходстве (MLC, 2006 года). Несмотря на то, что Украина на сегодняшний день пока не ратифицировала Конвенцию, все ведущие рекрутинговые компании соответствуют ее стандартам и требованиям. Другими словами, морское посредничество Украины сейчас находится на мировом уровне. Новый законопроект предлагает сверх меры ужесточить условия лицензирования морских агентств.

Какие поправки находятся на рассмотрении?

1. Предлагается расширить Кодекс об административных правонарушениях контролирующими органами – Государственной службой занятости и МСПУ.
Иначе говоря, комитет пытается перелить из пустого в порожнее. Три года назад контролирующим органом морского сообщества уже выступала Государственная служба занятости. Уже тогда этот орган ничего не контролировал, так как понятия не имел, что ему делать с морским трудоустройством. С отменой контроля службы занятости морские агентства лишь облегченно выдохнули. Стало меньше бессмысленных отчетов, собраний и семинаров.

2. Предлагают ввести новые кадровые требования: директор морского агентства найма должен иметь высшее образование и стаж работы в сфере трудоустройства за границей не менее двух лет или стаж работы в сфере трудоустройства в Украине не менее трех лет. В штате должен быть минимум один сотрудник с высшим юридическим образованием и стажем работы по специальности не менее одного года или один сотрудник со стажем работы в сфере трудоустройства за рубежом или в Украине не менее одного года.

Для справки: образование директора морского рекрутингового агентства не имеет никакого отношения к жизни моряка на борту судна и вне его. Как его образование и стаж работы под иностранным флагом улучшат жизнь на судне за много миль от агентства? Директор, скорее, выполняет функции администратора. А потому, целесообразность этого требования остается под большим вопросом.

«Я сам директор и проработал 10 лет в море, также имею капитанский диплом, но не имею трех лет стажа работы в сфере трудоустройства. Мне что, надо будет нанимать нового директора?» – говорит генеральный директор Maritime Intelligent Agency капитан Игорь Мороз.

Согласно этому требованию, морским агентствам действительно придется приглашать на место директора моряков не только с опытом работы, но и с желанием трудоустроиться на береговой должности за, скорее всего, не самую высокую заработную плату. А сколько ему сможет предложить агентство при таких притеснениях? Что будет делать юрист в компании, не предоставляющей юридических услуг, так же не понятно.
К тому же, как небольшим агентствам, в штате у которых всего три сотрудника, выполнить это требование?

Стоит отметить, что ни в одном законодательстве ни одной страны мира, тем более Европы, нет таких требований. Два года стажа директора записаны лишь в законодательстве Российской Федерации. Вопрос: почему комитет по социальной политике взял за образец законодательство именно этого государства?

1. Предлагают ввести новую отчетность, в которой посредники должны предоставлять Министерству иностранных дел конфиденциальные данные о работодателях.
От этого требования морское сообщество не получит никакой выгоды, так как оно противоречит лицензионным условиям и договору о найме между иностранным работодателем и моряком. Все данные о контактах и местонахождении работодателя и так уже предоставляются. Новые условия требуют предоставлять конфиденциальную информацию сугубо коммерческого характера не имеющую никакого отношения к условиям найма моряка, а зачастую, информацию, не имеющую аналога в иностранном правовом поле.

2. Предлагают ввести возможность рекрутинговым агентствам-членам Ассоциации совместно работать по одному внешнеэкономическому договору (использовать иностранного партнера одного из посредников) путем подписания соглашения о взаимодействии между рекрутинговыми агентствами.
Иными словами, законодатели предлагают посреднику найти посредника и растянуть процесс трудоустройства моряков вдвое. Возникает вопрос: как долго проживут украинские морские агентства, если надобность в них останется лишь формальной?
Если присмотреться к ситуации на морском рынке труда, никакого обоснования ужесточению требований условий лицензирования нет. Никто из чиновников даже не объясняет, зачем к законопроекту о торговле людьми приплели моряков. Не приводится никакой статистики, в которой бы указывалось, сколько моряков было продано в рабство через морские посреднические агентства, ведь приводят же статистику ДТП как аргумент ужесточения ПДД.

А был ли моряк?

Рассмотрев предлагаемые поправки, можно спрогнозировать, какое будущее ожидает морское сообщество Украины.
1. Не выдержав давления нововведений, большинству посреднических агентств придется закрыться или уйти в тень. В то время как агентства с сомнительной лицензией как не обращали внимание на законы, так и будут продолжать в том же духе. Как продавали «пешеходов», так и продолжат. Хотя именно на эти агентства государству необходимо обратить внимание.
2. Появится колоссальное количество новых штрафов. Более того, штрафы за нарушение лицензированных условий дублируют штрафы Кодекса Украины об административных правонарушениях (КУоАП). То есть, за одно нарушение могут оштрафовать дважды, что противоречит закону: два кодекса не могут параллельно штрафовать за одно и то же.
3. Увеличится количество государственных проверок, что приведет отнюдь не к улучшению работы. Каждая проверка чревата обязательствами, и на время тормозит работу посреднического агентства, ведь согласно закону Украины, во время проверки все сотрудники «складывают ручки» и работа стопорится.
4. Компании-судовладельцы, увидев новые законодательные нормы, лицензионные условия и контролирующие органы, не станут сотрудничать с украинскими моряками и каждый год оформлять новый пакет документов. Вместо этого они переключат внимание на наших конкурентов. Ведь любое бюрократическое наслоение сказывается на желании работать с такой страной.
5. Попытка государства поставить под контроль морскую сферу приведет к коллапсу общей системы. Потому что ни один моряк в пределах Украины не будет трудоустраиваться легально. Другими словами, отток молодых специалистов за границу не заставит себя долго ждать. Такая же участь ждет и морские агентства. В свете новых норм им выгоднее переехать в Молдавию или Грузию, где больше прозрачности, меньше контролирующих органов, а также отсутствуют налоговые сборы для рекрутинговых агентств.

«Как правило, на мировой арене деятельность посреднических компаний либо не лицензируется, либо же лицензия выдается по предъявлению минимального пакета (например, в Грузии требуется только заявление, а через полгода после получения лицензии необходимо предъявить внешнеэкономический договор), – отмечает исполнительный директор Olvia Maritime Ltd капитан Александр Сагайдак. – Нам и сейчас приходится высылать пакет в 200-300 листов на каждого нового зарубежного партнера, что обходится в более чем 60 тыс. гривен. Что же будет дальше?»
К сожалению, проблема в том, что украинские законы пишут юристы для юристов, не понимая, таким образом, как эти законы работают в жизни. Ни морякам, ни агентствам эти поправки на пользу не пойдут. Если рекрутинговые компании уйдут в тень, это однозначно не обеспечит защищенность морским специалистам за рубежом. В случае форс-мажора моряк останется сам с собой наедине.

Все, что предлагает нам МСПУ направлено на бюрократизацию морского бизнеса, на котором пригреется коррупционная деятельность. Чем больше контролирующих органов и проверок, тем больше вариантов найти лазейки для материальной выгоды. И без того безмерное количество организаций, заканчивающихся на «У», лишь дублируют свои обязанности и впустую расходуют государственный бюджет. Мы наблюдаем классический принцип матрешки: создавать контролирующие органы, для контроля которых необходимо сформировать другие органы.

Под эгидой улучшения чиновничий аппарат только усугубляет систему и зарится на валюту морских специалистов. Ведь сегодня это хороший способ насытить свои карманы. К тому же, неплохо консолидируется с бурной деятельностью, которую необходимо изображать перед еврокомиссией.

Свое видение настоящих мотивов министерства выразил Украинский независимый морской профсоюз:

«Нам, во-первых, непонятно, как усиление административных полномочий в сфере надзора за лицензированием посреднической деятельности реально может повлиять на борьбу с торговлей людьми. Никто и сегодня не мешает Национальной полиции бороться с этим в рамках уголовного законодательства, которые на порядок жестче, чем предложенные нормы. Очевидно, что за большинство реальных случаев торговли людьми в ответе преступные структуры, не имеющие не то что соответствующих лицензий, но и намерения их получить. Поэтому, меры административного контроля, направленные на лицензиатов, не будут иметь никакого смысла.

Во-вторых, из содержания проекта становится понятным, что для введения максимального административного давления на любого лицензиата в сфере трудоустройства за границу теперь будет достаточно бумажки, например, оперативной справки, из Национальной полиции или иного органа, где будут два слова: «торговля людьми». После чего упомянутая компания будет полностью «вывернута наизнанку» уважаемыми внеплановыми ревизорами МСПУ. И если это окажется неправдой, никто из госслужащих никакой ответственности не понесет.

Конечно, о новом уровне коррупционных рисков можно даже не говорить. Мы столкнемся с целой коррупционной схемой внеплановых произвольных проверок морских компаний, которую кто-то явно хочет выстроить под лозунгом «борьбы с торговлей живым товаром». Поспособствует ли это защите прав украинских моряков – вопрос, к сожалению, исключительно риторический.

Очень печально то, что вместо работы над реализацией в Украине стандартов Международной организации труда, Совета Европы и Европейского союза в сфере трудоустройства за границу, отечественные законодатели упорно изобретают велосипед, на котором можно доехать разве что до новых путей обогащения отдельных контролеров. Однако отнюдь не к европейскому уровню защищенности прав трудящихся».

Действительно, пока государство пускает пыль в глаза, большой круг действительно важных для моряков вопросов остается не затронутым. К примеру, подписание ратификации Конвенции о труде в морском судоходстве (MLC, 2006 года), Факультативного протокола к Европейской социальной хартии. Социальное страхование для моряков и помощь в трудоустройстве в пределах государства также остаются актуальными проблемами.

«Каждый здравомыслящий прекрасно понимает, что принятие данного законопроекта, приведет к полному уничтожению и без того на ладан дышащую морскую отрасль Украины», – комментирует Ассоциация морских капитанов Одессы.
Таким образом, чиновники пытаются убить морской бизнес, но никак не сделать его лучше. Потому стоит задаться вопросом: кому пойдет на пользу новый законопроект?

Откуда у беды ноги растут?

Согласно Европрограмме Украина обязана выполнить ряд директив, один из пунктов которого – вопрос торговли людьми. Законопроект предложен народными депутатами Ириной Луценко, Ириной Геращенко и др. «Под раздачу» юристов попали пять законов, поправки к которым вызвали такую сумятицу в рядах морской общественности.
Полгода назад, рабочая группа комитета ВРУ по социальной политике уже проводила заседание, во время которого рассмотрели обращение Департамента рынка труда и занятости МСПУ относительно рассмотрения проекта Постановления Кабинета министров Украины «О внесении изменений в Лицензионные условия осуществления хозяйственной деятельности в посредничестве трудоустройства за границей». Тогда заседание закончилось на том, что все согласились, что условия морского трудоустройства за границей должны быть согласованы с Международной конвенцией о труде в морском судоходстве (МLC, 2006 года, раздел А 1.4). В результате – объявили мораторий до декабря 2017 года, чтобы довести проект до ума.
27 ноября во время третьего заседания рабочая группа с новыми силами начала штурмовать законопроект. На этот раз в заседании принял участие генеральный директор Ассоциации ВОКК Вячеслав Кисловский. Во время обсуждения он предложил внести следующие поправки:
— убрать требование о данных работодателей;
— исключить необходимость передачи информации в Министерство иностранных дел Украины;
— убрать моряков из системы лицензирования, так как это противоречит Международной конвенции MLC.
Однако мнение экспертов по посредничеству, состоящих в штате комиссии (в том числе и Вячеслава Кисловского), никак не повлияло на общее решение внести поправки. А о Конвенции MLC снова забыли.

Как отмечают юристы, законопроект вряд ли будет принят, так как он слишком сырой. А мораторий, вероятно, будет продлен. Тем не менее, поскольку эта авантюра несет в себе колоссальные риски для посредников, морскому сообществу не стоит сидеть сложа руки.

«Единственный способ, которым можно ответить чиновникам – консолидация усилий всех морских организаций и активная медийная компания протеста», – заявляет Генеральный директор Ассоциации ВОКК Вячеслав Кисловский.
Nota bene! Какие поправки в данный законопроект предлагает морская общественность:

— уменьшить регуляторное давление государства там, где морское сообщество координируется открытым рынком самостоятельно, то есть отменить лицензирование для морских рекрутинговых компаний, так как моряки не являются трудовыми мигрантами, или ввести формальную выдачу лицензий на основании заявления;
— сократить число тех регулирующих организаций и органов власти, функции которых дублируются, уменьшив, таким образом, круг вероятных коррупционеров;
— ратифицировать Конвенцию о труде в морском судоходстве (MLC, 2006 года);
— принять и выполнять программу развития отрасли, всячески защищая украинский морской рынок труда (моряки должны стать основой нашей судоходной индустрии).

Начальник Департамента безопасности судоходства, глава Ассоциации «Украинский морской союз» капитан Игорь Сибрин:

«Любые попытки еще больше зарегулировать любую деятельность будет отрицательно сказываться на ее функционировании, это принцип касается и работы морских посреднических компаний. Соответственно мы не поддерживаем меры, которые, по нашему мнению, неэффективны и приведут к давлению на бизнес. Упомянутая Конвенция о труде в морском судоходстве также предусматривает контроль за деятельностью рекрутинговых агентств со стороны государства. Страны, ратифицировавшие эту Конвенцию, так же осуществляют эту функцию, применяя принцип декларирования при получении лицензий. Именно к этому нужно стремиться. К такому положению дел, когда государство выполняет свою функцию контролера, не вмешиваясь без причины в деятельность предприятия».

Стоит напомнить, что морской бизнес Украины создавался без какой-либо помощи со стороны государства. А потому его вмешательство стоит дозировать, выражать протест и выдвигать встречные предложения. Особенно, если предложенный на рассмотрение законопроект абсолютно безграмотен и отражает полное непонимание специфики отрасли. К сожалению, большая часть морских рекрутинговых компаний Украины смотрит на ситуацию сквозь пальцы, ожидая, когда все само разрешится.

12 декабря в г. Киев в «ЮНИАН» в 12:40 пройдет круглый стол по теме Законопроекта № 6275, на повестке дня – самая актуальная на сегодняшний день проблема морского сообщества. Вход свободный для всех желающих обсудить возникшую ситуацию и поддержать украинский морской бизнес.

+ 0 -
  • 0
  • 1 557

Добавить комментарий