Бюджет-2018: дерибан народных денег под шумок «Саакашвили-шоу»

Под шумок «Саакашвили-шоу» Порошенко, Гройсман и компания сумели договориться с рядом парламентских политических сил о разделе государственных финансов к обоюдному удовлетворению.

В результате, бюджет на 2018 год был принят на удивление рано, а не под новогоднюю елку, как это часто бывает, но это одно из немногих достоинств государственной сметы, пишет АНТИКОР.

В целом же, это бюджет инфляции, дерибана и предвыборного подкупа электората.

Впрочем, на уровне деклараций все выглядит красиво и даже благородно. Приоритетами государственного бюджета-2018 объявлены рост национальной экономики и повышение доходов населения, повышение обороноспособности страны, поддержка аграрного сектора и строительства дорог, децентрализация и энергоэффективность, развитие человеческого капитала, образования, науки, медицины, культуры.

Макроэкономические показатели

Бюджет принят со следующими макроэкономическими показателями.

Рост реального ВВП составит 3% при инфляции 9%. Номинальный ВВП – 3,332 млрд грн; индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) – 109%; индекс цен производителей (декабрь к декабрю предыдущего года) – 110,3%; уровень безработицы населения в возрасте 15-70 лет – 9,1%.

Напомним, что на 2017 год ВВП планировался в размере 2,587 трлн гривен.

Доходы бюджета – 913,6 млрд грн (на 142,3 млрд грн, или18,5%, больше по сравнению с бюджетом-2017 ), расходы – 988,6 млрд грн (на 147,2 млрд грн, или на 17,5%, больше по сравнению с 2017 годом).

При этом дефицит бюджета составляет 81,8 млрд грн (2,4% ВВП), а госдолг – 1999,3 млрд грн (60% ВВП против 63% в 2017).

Очевидно, что указанный выше значительный рост ВВП и поступлений в бюджет возможны, прежде всего, за счет инфляции, а также по причине увеличения налогов. .

Что же касается роста ВВП, то в 2017 году его тоже закладывали в размере 3% и даже 5%, но пока, по результатам трех кварталов, рост ВВП, по данным официальной статистики, 2,1%, но есть подозрение, что он еще ниже, поскольку официальная статистика при расчетах манипулирует дефляторами.

Но даже если исходить из трехпроцентного роста ВВП в Украине, то это очень мало для устойчивого роста, тем более, для привлечения инвестиций. В этом можно убедиться, если сравнить с показателями роста экономик стран-соседей. Так, по данным Eurostat, в Румынии рост ВВП составил аж 8,6%, в Чехии и Польше – 5%, в Словакии – 3,4%. ВВП Эстонии, Латвии и Литвы выросли соответственно на 5,2%, 6,2%, 3,4%. Столь вожделенные инвестиции идут именно в эти страны, а не в Украину, несмотря на то, что в Украине намного дешевле трудовые ресурсы.

При столь мизерном и крайне проблематичном росте экономики возрастание номинального ВВП, поступлений и, соответственно, расходов бюджета возможно только на инфляционной основе.

Но здесь власть идет излюбленным путем. В бюджете закладывается заведомо заниженный уровень инфляции для МВФ, а затем в течение года он корректируется в сторону увеличения.

Именно так произошло в 2017 году. Заложена была инфляция в размере 8,1%, но к концу года правительство ожидает 11,2%. По ряду экспертных оценок, инфляция по 2017 году может достигнуть 16%. К тому же, по целому ряду продуктов питания, а также товаров и услуг первой необходимости, составляющих львиную долю расходов рядового гражданина, рост цен в уходящем году исчисляется в десятках процентов.

Вот и на 2018 год правительство закладывает в бюджете инфляцию в размере 9%, но в эту цифру верится с огромным трудом. Зато инфляция, которая явно будет выше, позволит перед выборами накопить значительные суммы дополнительных обесцененных денег, которые будут пущены не только на дерибан, но и на подкуп избирателей.

Расходы бюджета

В этом смысле весьма показательными являются телодвижения власти вокруг такого важнейшего социального стандарта, как минимальная зарплата.

Напомним, что 2017 год ознаменовался двукратным повышением минималки до 3200 гривен, что привело к инфляционному всплеску и позволило власти существенно ограничить количество получателей субсидий.

С начала 2018 года минималка повышается до 3723 гривен, то есть на 523 гривны или на 16%. Правда, недавно Порошенко показушно обратился к Кабмину с просьбой увеличить минималку до 4100 гривен, естественно, с целью облегчения тяжкой доли многострадального народа. В Кабмине призыв встретили благосклонно, но решили повременить, пока не возникнут некие экономические предпосылки. Очевидно, таковые возникнут ближе к выборам 2019 года. Ведь вся эта затея с минималками явно рассчитана по предвыборный подкуп электората обесцененными инфляцией деньгами.

Правительство было вынуждено существенно увеличить расходы на субсидии. Если в первом чтении расходы на субсидии составляли 55 млрд гривен, что явно мало, то ко второму чтению эту статью расходов увеличили на 16 млрд гривен до 71 млрд гривен. Но и эта цифра представляется заниженной.

Впечатляет динамика роста расходов на субсидии. Если в 2015 году они составляли 18 млрд, то уже в 2016 году они достигли 47 млрд гривен. В бюджете на 2017 год сначала закладывался 51 млрд, затем правительство путем разных ухищрений попыталось снизить расходы на субсидии до 47 млрд гривен, но затем вынуждено было поправками в бюджет повысить расходы на 14 млрд гривен.

В 2018 году, как видим, расходы на субсидии увеличиваются до 71 млрд грн, и скорее всего, это не предел. Еще 2,7 млрд грн будет выделено на компенсацию населению расходов на покупку твердого топлива и сжиженного газа.

При этом, если в 2014 году низкие цены на газ дотировались из бюджета, и дефицит государственного «Нафтогаза» составлял 120 млрд гривен, то теперь только за первое полугодие «Нафтогаз» получил прибыль в размере 23 млрд гривен. Картину дополняют скандально огромные доходы высшего руководства компании.

Субвенции Пенсионному фонду Украины составят 139,3 млрд грн. Прожиточный минимум устанавливается в следующих размерах: с 1 января – 1700 грн; с 1 июля – 1777 грн, с 1 декабря – 1853 грн. Таким образом, всего прожиточный минимум вырастет на 9%.

Общий объем субвенции из государственного бюджета на выплату помощи семьям с детьми, малообеспеченным семьям, инвалидам с детства и детям-инвалидам и пособия по уходу за инвалидом I или II группы составляет 59,9 млрд грн (на 6 млрд грн больше, чем показатель прошлого года).

5,9 млрд гривен из госбюджета предусмотрено на централизованное приобретение медикаментов и лечебного питания, еще 1 млрд – субвенции местным бюджетам на возмещение стоимости лекарственных средств для лечения отдельных заболеваний, а на 150 млн субвенции обеспечат каждую область ангиографическим оборудованием.

925,7 миллионов гривен выделено на выплату государственной социальной помощи по принципу «деньги ходят за ребенком», оплату услуг по осуществлению патроната над ребенком и выплату социальной помощи на содержание ребенка в семье патронатного воспитателя.

46,7 млрд потратят на дорожный фонд. И еще 11,5 млрд составит субвенция на строительство, ремонт и содержание дорог.

2 млрд всего – на функционирование фонда энергоэффективности (1,6 млрд грн) и на реализацию Государственной целевой экономической программы по энергосбережению (0,4 млрд). В поддержку угольной отрасли запланировали 2,9 млрд.

Объем финансового ресурса местных бюджетов составит 556,1 млрд, что на 73 млрд грн (15,1%) больше по сравнению с 2017 годом. Доходы местных бюджетов составят 253,1 млрд, что на 46,1 млрд грн (22,3%) больше, чем в 2017 году. Дополнительно государство предоставит местным бюджетам: 5 млрд субвенций на осуществление мероприятий по социально-экономическому развитию территорий, 1,9 млрд субвенций на формирование инфраструктуры объединенных территориальных общин и еще 6 млрд – в Государственный фонд регионального развития.

Наконец, на оборону и безопасность предусмотрено 165,3 млрд гривен (5% ВВП). Это на 28,8 млрд грн больше, чем в 2017 году.

Врежем пиаром по дерибану!

За этим внешне правильным фасадом скрываются шкурно-политические интересы властно-олигархических групп.

Минфин постарался учесть интересы максимального количества парламентских сил, которые проявили удивительное единодушие в отношении главного финансового документа страны.

«Документ учитывает предложения по увеличению финансирования наиболее значимых проектов, в том числе социальной направленности и энергоэффективности, а также предложения местного самоуправления. Идеи региональной власти поддерживают фракции большинства и»другие объединения, в том числе Радикальная партия, группа «Воля народа» и группа партии «Возрождение», а также часть «Самопомочі», — отметили в бюджетном комитете парламента.

На самом деле, «программы по развитию регионов» обычно дерибанятся между мажоритарщиками и парламентскими фракциями, которые «крышуют» определенные регионы. С помощью подконтрольных фирм депутаты и их окружение осваивают средства, выделяемые на строительство и ремонт дорог, мостов, детских садов, школ, больниц и так далее. Кроме извлечения наживы, они имеют еще и предвыборный пиар, фактически речь идет об электоральном подкупе. На эти «программы регионального развития» ежегодно тратятся миллиардов гривен.

Дележ этих средств представляет собой крайне интимный процесс, в ходе которого власть позволяет прихватить побольше средств лояльным мажоритарщикам и политическим силам.

Ярчайшим примером может служить прошлогодние маневры так называемой радикальной партии во главе с Ляшко, которая поначалу отказывалась голосовать за бюджет, и голосов для принятия не хватало. Но как только правительство согласилось выделить в бюджете средства на закупку пожарных машин в сумме 600 млн гривен, позиция этой так называемой партии резко изменилась с отрицательной на положительную.

Дело в том, что тендер Гослужбы по чрезвычайным ситуациям из года в год выигрывает ООО «ПК «Пожмашина», которую связывают с Ляшко... Машины этой фирмы на 20% дороже, чем на рынке, однако это не смущает организаторов торгов.

Но, как говорится, не Ляшко единым.

«Среди главных выгодополучателей бюджета можно назвать Виталия Хомутынника, депутатскую группу «Відродження", целый ряд других групп. Традиционно, главные «лоты» — контрабанда, разные «вкусные» должности. Ключевой торг будет вестись за недостающие голоса. Скорее всего, здесь в роли спасательного круга выступит фракция Радикальной партии и лично Олег Ляшко. Деньги и «пожарные машины» решат любые вопросы. В этом бюджете уже заложено 600-700 миллиардов на эти нужды. Проголосует как надо и Оппозиционный блок. Их цена — гарантии спокойной жизни для депутатов»,— прогнозировал накануне голосования депутат Сергей Каплин.

Увеличение расходов на субсидии на 16 млрд грн тоже можно считать взяткой олигархам, которые контролируют депутатские группы и фракции. еньги поступят на счета «Нафтогаза» и энергетических компаний, принадлежащих Суркису, Григоришину, Ахметову, самому Порошенко, приближенные структуры которого стали совладельцами энергетических активов.

«Повышение тарифов до европейского уровня, введение схемы «Роттердам +», по которое мы якобы покупаем уголь в Роттердаме и доставляем его на украинские ТЭЦ, привело к тому, что Ринат Леонидович заработал 2,8 миллиарда долларов на повышении тарифов на электроэнергию в первую очередь. Чувствуете себя лохами? Я лично да», — отмечает финансовый обозреватель Александр Дубинский.

Окружение Порошенко зарабатывает и вовсе самым циничным способом – на войне, то есть на оборонных заказах. Ситуация усугубляется тем, что оборонные расходы скрыты от общественности грифом секретности. Это позволяет не оглядываться на общественное мнение. В СМИ появлялась информации о том, что оборонные программы почти поровну делятся между Блоком Порошенко и Народным фронтом.

Народный фронт «пасется» еще и на финансировании министерства внутренних дел, стремясь там же собрать и электоральный урожай на выборах.

«Снова на 15-20% увеличивается финансирование министерства внутренних дел. Аваков готовится к выборам, верит в то, что Народный фронт использует этот административный ресурс. Смотрите сами: тюрьма даёт 2% голосов, полиция и МЧС — еще столько же. Вот вам и 4% на прохождение барьера на новых парламентских выборах.

Сегодня Аваков и его Народный фронт, как за гречку, покупают избирателей зарплатами из бюджета», — утверждает депутат Каплин.

На оборону в 2018 году выделят 165 млрд грн. В частности, армия получит 60 млрд грн (+11 млрд. грн), на закупку вооружения дадут 16,4 млрд грн (+6,5 млрд грн). МВД, Госпогранслужба и ГСЧС получат 63,9 млрд (+10,8 млрд).

В целом затраты на обслуживание властных органов в 2018 году вырастут на 17%, тогда как общие расходы бюджета — всего на 12,7%.Только на обслуживание Администрации президента планируется потратить более миллиарда гривен.

Провластные олигархи заработают также на бюджетных дотациях. В первом полугодии два друга Порошенко получили более 1 млрд аграрный дотаций (42% от суммы). В 2018 году планировалось ограничить сумму до 150 млн гривен в год на компанию. Но во втором чтении чиновники урезали общую сумму аграрных дотации до 945 млрд гривен, однако увеличили объем поддержки животноводства — до 4 млрд гривен.

Очевидно, это было сделано для того, чтобы поддержать бюджетными средствами «куриный» бизнес порошенковских «корешей», хотя этот бизнес и так процветает.

Весьма неконкретно определены расходы на строительство дорог, которые с большой помпой анонсировало правительство. Часть проектов будет финансировать «Укравтодор», часть — местная власть, часть — фонд регионального развития (ФРР), который в следующем году будет располагать суммой в 6 млрд грн. Но конкретного распределения средств и ответственности пока нет, что чревато коррупцией и воровством.

Итак, налицо типичный бюджет, направленный на заигрывание перед выборами и дерибан казенных средств.

+ 0 -
  • 0
  • 748

Добавить комментарий