Что происходит с танкером «DELFI»
Вечером 20 ноября танкер «DELFI» в условиях шторма подал сигнал о том, что терпит бедствие в Одесском заливе. Спасательно-координационный центр Одесса принял сигнал и начал принимать меры, направленные на ликвидацию аварийной ситуации.
Около двух суток команда судна в условиях шторма в 5 баллов и сильного восточного ветра боролась за жизни экипажа и сохранность бункеровщика.
Судовладелец с момента появления информации о сложившейся ситуации и начала аварийно-спасательных работ принимал все возможные меры для того, чтобы избежать крушения судна, сохранить жизни и здоровье команды и недопущения ухудшения экологической обстановки в районе аварии. С целью буксировки терпящего бедствие судна «DELFI» судовладельцем для постановки к свободному причалу в порт «Очаков» был вызван буксир «Gea». Однако попытка взять на буксир аварийный танкер не увенчалась успехом, т. к. буксирная линия между буксиром «Gea» и танкером «Delfi» оборвалась, а повторно взять на буксир не представлялось возможным из-за небольшой глубины и высокой волны. В ночь с 21 на 22 ноября судовладельцем совместно с АМПУ была предпринята вторая попытка буксировки судна буксиром «Австралия», которая также не принесла результата. Лишь в половине второго ночи бункеровщику удалось закрепиться якорем на расстоянии около одной мили от берега в районе пляжа «Дельфин». В пять утра 22 ноября медленный дрейф возобновился. Контроль за аварийным танкером осуществляет спасательный катер.
22 ноября 2019 года танкер «DELFI» село на мель в районе пляжа «Дельфин». Судно в условиях шторма врезалось в подводную скалу, которая находилась на глубине 5 метров, и было завалено на бок. Танкер в это время был пустой и дегазирован, т. к. команда судна ожидала захода в порт для производства ремонтных работ. Для спасения членов экипажа были использована группа водолазов, которые эвакуировали моряков.
Когда море успокоилось по инициативе судовладельца и согласно международным нормам были запланированы и организованы мероприятия по ликвидации последствий аварии очистки пляжа «Дельфин» от последствий крушения судна. Они заключались в четырех дорогостоящих водолазных исследованиях для планирования подъема судна с дальнейшей транспортировкой в ближайший порт для ремонта, а также приглашению иностранных журналистов и юристов для независимого освещения сложившейся ситуации, в связи с тем, что судовладелец столкнулся не пониманием со стороны руководства города. При этом изначально стандартные мероприятия со стороны судовладельца встретили «стандартный подход» украинских чиновников, а именно создание условий при которых не возможно конструктивное решение актуальных проблем. Этому способствовали и погодные условия, которые были зимне-весенний период в Одессе. Зимние шторма просто не давали возможность обследовать судно и принять решение о технологии подъема. Для осуществления подъема судна было судовладельцем было приглашено несколько компаний, которые сошлись на мнении, что необходимо разрезать корпус судна и по частям вывозить с пляжа.
Однако это решение вызвало возмущение общественности и полное сопротивление руководства города и области. Дело в том, что никто не может дать гарантий, что во время порезки не вытекут остатки топлива и вместе с технологическим мусором, образовавшимся во время порезки, и не распространятся по всему побережью. Фактически образовалась ситуация при которой судно не возможно убрать с пляжа без нарушения экологической обстановки.
Для выхода из ситуации судовладельцем были предприняты действия по поиску оптимального решения сложившейся ситуации.
В результате, для ликвидации аварии и очистки пляжа «Дельфин» от последствий крушения была профинасирована работа группы международных специалистов, которые на основе современных технологий провели оценку ситуации с использованием подводного робота составили проект плана работ по подъему судна с помощью специальных надувных мешков, изготовленных по индивидуальному заказу судовладельца. Основой надувного мешка для подъема судна является специальный пневматический баллон, состоящий из нескольких слоев резины армированного синтетической нитью (кордом), способного выдерживать вес многотонного судна. Слои резины и армировочный корд вулканизируется, а затем через запорную арматуру внутрь подается сжатый воздух, для придания формы вала. Эта технология уникальна для Украины, и фактически эта первая работа для нашей страны, которая выполняется по указанной технологии.
Планом работ предусмотрен комплекс мероприятий по результатам предварительного исследования текущего технического состояния т/х DELFI, организация работ по подъёму судна с последующей буксировкой в порт. Для оценки ситуации судовладельцем были организованы и профинансированы четыре уникальные в своем роде исследования с помощью водолазов и с использованием современного подводного телеробота. Также в настоящее время судовладельцем организованы и выполнены работы по восстановлению корпусных деталей, аварийных клапанов и кингстонов на судне для выполнения операции подъема. На основе полученных данных по оценке технического состояния судна, подводной оценке корпуса судна на основе неоднократных наблюдений водолазов и телеробота, оценке рельефа дна моря и глубин в районе затопления судна, положения судна относительно грунта и волнореза пляжа, компания-подрядчик составлен детальный проект работ по подъёму судна целиком при помощи специально спроектированных и изготовленных высокопрочных надувных мешков (понтонов) закрепленных вдоль обоих бортов корпуса, которые придадут дополнительную положительную плавучесть судну и позволят выровнять судно, что в свою очередь даст возможность отбуксировать судно к месту назначения. Концепция надувных понтонов позволяет аккуратно, без резких деформаций корпуса произвести подъём судна с грунта, что является приоритетной задачей принимая во внимание нагрузку на металл, местонахождение и тип судна. Преложенная технология подъема судна использующая надувные подушки, позволяет компенсировать значительные повреждения корпуса и деформацию рулевых устройств, которые получены во время аварии, а также позволит избежать дальнейшего нарушения герметичности топливных танков.
Для предотвращения возможного загрязнения акватории во время подъема вокруг затонувшего судна проектировщиками предусмотрена, а судовладельцем профинансирована, установка боновых заграждений постоянной плавучести (далее боны), длинной не менее 100м. Также, для поддержания чистоты пляжа и предотвращения загрязнения водной поверхности нефтепродуктами, которые возможно могут появиться при подъеме, подготовлены для применения специальные сорбирующие материалы (биоприпарат «Эконадин»).
Для обеспечения безопасности населения, зона предполагаемых работ и участок пляжа, а также участки дорог необходимые для беспрепятственной работы автотехники, ограждаются должным образом, с применением специальных сеток, ленты и предупреждающих об опасности знаках. Доступ на ограждаемую территорию для населения ограничивается и разрешается только для персонала, участвующего в работах, представителей судовладельца, Администрации Одесского порта, Городских и Областных Администраций, Государственных Служб и контролирующих органов. За ограждаемой территорией и акваторией вокруг затонувшего судна ведется постоянный контроль.
Ситуация с танкером «DELFI» в Одесском заливе не может не волновать каждого одессита и гостей города, болеющих за чистоту одесских пляжей и Черного моря. Приятно понимать, что еще остались люди которые не только думают, но и помогают делу. Благодаря поддержке со стороны президента Национального университета «Одесская юридическая академия» Кивалова С.В., Областной Прокуратуры, Администрации одесского порта, совместно с представителями судовладельца было найдено разумное техническое решение, которое позволило выполнить уникальную в своем роде технически сложную работу согласно современных международных стандартов и экологических норм.
Обращаемся с просьбой к каждому жителю Одессы и гостю города не допускать действий по повреждению оборудования и порче имущества компании по ликвидации последствий аварии танкера «DELFI». Об этом расскзал судовладелец танкера.