Работа на митингах: сколько стоит "постоять"
По Украине прокатилась волна митингов и протестов. Практически ежедневно на сайтах, где предлагают работу, появляются объявления о подработке на акциях.
За участие в митингах платят от 150 до 700 грн в день. Еще по 50 грн обещают за провокацию, и 300 грн — за приезд на собственном авто. В то же время, как говорят политтехнологи, идейных протестующих в последние годы стало куда меньше, зато посредников, готовых за деньги привести пару сотен человек, — хоть отбавляй.
Сколько стоит постоять
Самым резонансным событием прошлого месяца стали, пожалуй, митинги в поддержку осужденного за похищение и пытки человека одесского радикала Сергея Стерненко.
Безусловно, среди всех протестующих были граждане, которые вышли поддержать активиста по зову сердца. Но параллельно в Telegram-группах активно распространялись практически одинаковые посты, в которых митингующим предлагали по 250 грн/день за участие в акциях протеста в центре столицы.
Одно из таких объявлений о найме людей на митинг появилось в Telegram-группе "Работа Киев".
"Сбор на 19:50 возле ОП. Стоим 2 часа. Оплата 250 грн на карту после окончания мероприятия", — говорится в однотипных сообщениях.
Речь идет о вечернем митинге 23-го числа.
Некоторые авторы предложений подработки предлагают приводить друзей и получать за это бонусы в размере 20 грн за человека. Более того, в некоторых группах упоминались и другие доплаты. Например, за провокации, как пишут некоторые члены Telegram-группы "Митинги и массовки", против полиции обещали доплачивать дополнительно по 50 грн, но никто этих доплат так и не получил. Отдельно набирали людей и на митинги под ОП на 27 февраля.
Согласно объявлениям, тогда уже протестующим платили по 350 грн за шесть часов митинга.
"Также отдельно нужны крепкие парни 18–25 лет спортивного телосложения, оплата 500 грн (места ограничены)", — пишут в группе вербовщики.
Куда более щедрыми, судя по объявлениям, в феврале оказались вербовщики на митинг против закрытия трех телеканалов, который прошел возле КВЦ "Парковый" 8 февраля.
"Набираю людей на митинг против закрытия телеканалов. 700 грн. 3,5 часа из-за погоды. Плюс 50 грн за приведенного человека. Если есть возможность приехать на своем авто, плюс 300 грн", — говорится в объявлении.
К слову, после митинга на канале "Национального корпуса" появилось видео, на котором присутствующие на акции несовершеннолетние парни рассказывают, что за участие им обещали заплатить по 500 грн.
"Просто постоять за три канала. Больше не будем", — обещают парни.
Людей собирали с самого утра возле метро "Дарница". Там же проводился пересчет. Любопытно, что несколько дней до этого, 6 февраля, митинг, но уже с требованием закрытия телеканала "НАШ" проводили активисты движения С14. И, как оказалось, они тоже предлагали финансовую мотивацию.
"Оплата 260 грн в конце акции. Запись по месту: кто пришел, тот пришел. На месте главный Евгений, у него все вопросы. Чай, кофе тоже будет. Всех ждем", — пишет вербовщик.
Однако чуть позже люди в группе начали жаловаться на плохую организацию, из-за чего многие так и не получили обещанного вознаграждения. А те кто получил — сумма оказалась в два раза меньше обещанного.
"Вместо 260 грн на карту скинули 100 грн", — делятся впечатлениями об акции участники.
"2,5 часа, оплата 150 грн. Наличие теплой одежды — обязательно! Просто присутствие. Ничего делать не надо будет"
. А это уже объявление о наборе людей на митинг моряков против коррупции в сфере их дипломирования и бездействия властей, который состоялся 12 февраля в Киеве около посольства США. Впрочем, этот список можно продолжать еще долго.
К слову, грандиозные планы и на этот месяц.
"В марте митингов будет гораздо больше", — пишет администратор одной из тематических групп.
Там уже начали появляться сообщения о сборе людей на митинги против повышения тарифов. "На вторник в районе ст. м. "Олимпийская" собирают массовку против повышения тарифов. Оплата 150 грн".
"Бесплатно люди уже не выходят"
Как бы там ни было, эксперты убеждены, что подобные мероприятия больше не приносят ожидаемого результата. В то время как бесплатно, за идею, люди уже практически не выходят. Как объясняет "Вестям" политтехнолог, основатель и директор политического агентства AG group Анне Быкова, после событий на Майдане идеологических протестов стало на порядок меньше.
"До событий на Майдане и включая сам Майдан большая часть людей выходила на протесты по идеологическим мотивам. А после революции конъюнктура рынка стала таковой, что бесплатно уже никто не выходит. Этому сопутствовало сразу несколько факторов. Во-первых, люди увидели, что результаты часто не совпадают с ожиданиями. Во-вторых, у людей есть глобальное разочарование. И, в-третьих, благодаря развитию инновационных технологий собрать людей на митинг можно буквально за час. Это все привело к тому, что и эффективность этих митингов очень нивелировалась", — говорит Быкова.
В то же время, как считает ее коллега, политолог Владимир Фесенко, проплаченные митинги все равно остаются достаточно распространенным явлением в Украине.
"Взять тот же "тарифный майдан". Почва безусловно есть, и часть участников приходят туда по своей воле. И как раз на это делают ставку организаторы, которые с помощью купленной массовки создают картинку для телевидения и стимулы для появления новых идейных митингующих. Но в этот раз так называемые "тарифные майданы" — это не стихийные протесты, а целенаправленно организованные протестные акции. И мы знаем, кто их организовывал. Что важно, на момент, когда они проводились, не было повода как такового. То есть высоких платежек еще не было. Они появились позднее. Но организаторы хотели сыграть на опережение и раскрутить эту волну", — говорит Фесенко.
По его словам, нельзя забывать и про сезонность.
"Она, как правило, проявляется не в митингах, а в политических процессах, которые их провоцируют. Есть периоды, когда политическая активность затихает. Это всегда новогодние праздники и август до Дня независимости. Затем если в сентябре протесты и происходят, то они не являются активными. А вот октябрь, ноябрь и декабрь — это всегда пик протестной активности, который может продолжаться и весной. Но также нужно учитывать, что протесты проявляются, когда есть конкретный повод. И это уже не зависит от сезона. Например, те же протесты в поддержку Стерненко. Сейчас поводом стал приговор, но такие же протесты были прошлым летом, когда были объявлены подозрения и была попытка его задержания. А акции ФОПовцев и "евробляхеров" были привязаны к конкретным заседаниям ВР и рассмотрению законопроектов", — говорит Фесенко.
Он говорит, что технологию проплаченных митингов начали активно использовать еще с 2006 года. А после событий 2013 года стали проплачивать даже некоторые акции так называемой майданной оппозиции.
"Например, так называемый "Автомайдан". Многие хорошо знают, что это своего рода франшиза. У них часто заказывают ту или иную протестную акцию. Хотя в интернете сегодня есть масса других организаторов, для которых это настоящий бизнес. Бригадиры получают заказ, набирают массовку. Обычно это пенсионеры, студенты, а также люди с невысокими доходами, которые, как правило, за несколько сотен гривен выходят на протесты", — отмечает Фесенко.
Более того, по словам Быковой, в стране давно существует единый прайс, который знает каждый политтехнолог в стране.
"Я говорю о так называемых биржевых услугах, где нужно просто привести людей и дать им в руки плакаты. Это уже считается даже хуже, чем джинса и говорящие головы в телевизоре. Это услуги самого низшего уровня. Их реализуют обычные посредники на рынке, которые имеют группы по 300–500 человек. Но, как и любая работа самого низшего звена, оплачивается она соответственно", — говорит Анне Быкова.
Чего, например, нельзя сказать об организаторах таких мероприятий.
"Вопрос в том, что по факту прайс куда выше, чем то, что вы можете видеть в объявлениях. И в этом весь цинизм. Например, за тот же митинг под ОП или НБУ на 100 человек посредники могут заказчику выкатить прайс на 150–200 тыс. грн, тогда как людям на руки дойдет всего 15 тыс. грн. То есть, свои крадут у своих — а это еще хуже, чем война", — отмечает Быкова.
В то же время, как говорит политолог Алексей Якубин, следует учитывать, что все эти объявления о сборе людей на митинги за деньги также могут быть технологией информационного вброса.
"Когда мы говорим о митингах, то объявления о наборе людей тоже могут быть технологией — чтобы дискредитировать протест", — говорит он.
МВД предлагает запретить платные протесты
Любопытно, что платными митингами озаботилось МВД. Как заявил недавно замминистра Антон Геращенко, они незаконны, но наказать за это невозможно. Иногда участников митингов задерживают за мелкое хулиганство, но суды выбирают для них, как правило, меру пресечения в виде личного обязательства либо ночного домашнего ареста. А потом эти люди, как говорит замглавы МВД, идут на телешоу и становятся чуть ли не телезвездами.
"Сам факт того, что МВД озаботилось вопросом платных митингов, означает, что власть их боится. И пытается ограничить митинговую активность. Ведь, в отличие от многих наших соседей, в Украине нет разрешительного характера для митинга. У нас есть уведомительная система. Мы не должны получать разрешение, нам достаточно лишь уведомить власть, которая должна обеспечить митингующих определенной безопасностью", — говорит Якубин.
Но нужно ли что-то менять — вопрос дискуссионный. С одной стороны, как говорит Фесенко, сама технология имеет признаки политической коррупции.
"Это организация политической активности за деньги политических партий. Поэтому юридически есть основания причислить это к незаконному финансированию политической деятельности. Теневая политика — не меньшее зло, чем теневой бизнес. И с этим нужно бороться", — считает Владимир Фесенко.
С другой стороны, как говорит Якубин, в случае принятия подобных инициатив возможны различные злоупотребления и манипуляции — скажем, когда митинг проводится по какому-то острому социальному вопросу, бывает и так, что власти начинают обвинять его участников в том, что они идут на акцию не просто так.
"Я против этого. Потому что в таком случае у власти появится инструмент, когда при формальном неизменении правил уведомительной системы власть сможет получить контроль над митинговой активностью. И в таком случае власть может объявить проплаченным абсолютно любой митинг", — сказал Алексей Якубин.