Мы за новую высотку: Депутаты горсовета не поддержали обращение Ольги Квасницкой с предложением спасти историческое здание в центре Одессы

Большинство депутатов не поддержало обращение к мэру и губернатору с требованием остановить снос зданий типографии Фесенко и соседнего Ришельевского театра. На сессии данное обращение зачитала депутат горсовета Ольга Квасницкая.

Подготовленный проект решения также предусматривал внесение обеих зданий в Реестр недвижимых памятников Украины. Идею поддержало 22 депутата из присутствовавших 55-ти.

Мэр Одессы, комментируя результаты голосования, заявил, что слишком многие, по каким-то причинам, заняты судьбой двух зданий на Ришельевской, но никто не хочет помочь спасать другие памятники Одессы. Именно об этом — о поддержке памятников архитектуры, — Геннадий Труханов намерен говорить с министром культуры Александром Ткаченко на встрече, которая состоится в пятницу.

Отмечается, что типография и памятник были признаны памятниками еще в 1991 году. Затем их исключили из Реестра в рамках так называемого «списка Штербуль», названного в честь тогдашней начальницы областного управления охраны памятников. Позиция Министерства культуры Украины состоит в том, что такие исключения не предусмотрены Законом об охране культурного наследия.

Напомним, что Минкульт повторно запретил снос зданий на Ришельевской, 47-49, еще 25 мая. Одесским правоохранителям понадобилась неделя, чтобы обеспечить вручение предписания застройщику. Работы прекратились вскоре после того, как Александр Ткаченко обратился с соответствующей просьбой к главе МВД Арсену Авакову.

 

ЧТО МЫ ТЕРЯЕМ? 

Нарядное трехэтажное здание бывшей типографии Е. Фесенко, выполненное в русско-византийской стилистике с чертами т. н. «нарышкинского барокко» XVII в. Дом представляет собой нетипичный для Одессы образец национальных архитектурных традиций, возрождавшихся в России в конце XIX в.

Внимания заслуживает и личность самого Ефима Ивановича Фесенко (1850—1926).
Е. И. Фесенко, выходец из семьи бедных черниговских казаков, в 1869 году пришел пешком в Одессу из Черниговской губернии на заработки. В Одессе, благодаря своим способностям, необычайному трудолюбию и добросовестному отношению к работе, он настолько преуспел, что через 14 лет, в 1883 году при поддержке своего прежнего хозяина, владельца типографии Францова, открыл собственную типографию.

Где изначально размещалась типография Фесенко неизвестно, однако новоорганизованное дело развивалось быстро и к концу 1880-х г.г. Фесенко скопил средства, достаточные для строительства собственного здания типографии с большими, хорошо освещенными и вентилируемыми цехами и просторными конторскими помещениями.

Впрочем, приобретенное им строение на Ришельевской, 47 было добротным и за полвека с момента возведения не успело обветшать, поэтому его не было смысла сносить. Было решено пойти путем реконструкции, проект которой все же получился весьма основательным. Именно в этом здании типография Фесенко располагалась до самой революции, причем после прихода к власти большевиков, сооружение своих функций и профиля не изменило.

 

В 1893 году, после первых 10 лет труда Е. И. Фесенко был признан образцовым первым типографом на всем юге России. А на Всемирной Миланской выставке в 1897 году за представленные литографии Е. И. Фесенко был присужден первый приз.

Типография Фесенко была известна во всей Российской империи и даже за ее пределами, награждена четырьмя медалями на международных выставках. Предприятие всегда было оснащено лучшим новейшим оборудованием, которое Ефим Иванович и его сыновья тщательно подбирали и покупали в Европе. В 1907 году ему было присвоено звание Почетного Потомственного гражданина Одессы.

Тем не менее в газетах конца XIX в. можно встретить и достаточно печальные упоминания типографии Фесенко:
«Похороны наборщика И. В. Шнурова. Вчера в 3 ч. пополудни, состоялись скромные похороны наборщика типографии г. Фесенко, умершего в одесской городской больнице от обыденной болезни тружеников печатного дела — „отравления свинцом“. Останки почившего собрались проводить к месту вечного покоя содержатель типографии г. Фесенко, все служащие его в полном составе, а также наборщики других типографий. Отпевание и вынос тела происходили в больничной церкви, откуда гроб, покрытый венками от имени г. Фесенко, товарищей-наборщиков и родных, был вынесен на руках наборщиками, которые несли тело дорогого их сердцу товарища, сменяясь по очереди, до самой могилы» (Газета «Одесские новости» № 3322 от 17.06.1895).

Для своего времени Е. И. Фесенко был выдающимся деятелем просвещения. Он один из первых в стране практиковал массовое издание недорогих книг и брошюр для бедного читателя: крестьянина, рабочего, служащего, для тех, кто жаждал чтения, но не мог позволить себе на это больших затрат.

+ 0 -
  • 0
  • 762

Добавить комментарий