Кто банкротит Одесский морской торговый порт Больше информации на портале
Одесский морской торговый порт – международный транспортный узел, через который ежедневно проходят тысячи тонн грузов. Терминалы, таможня, склады, и официально все имущество на его территории принадлежит государству.
Но основная прибыль распределяется в карманы весьма ограниченного круга лиц, из-за чего вокруг предприятия порта постоянно вспыхивают скандалы, а на уровне правительства Украины постоянно ведутся войны над контроль над портом. Так, в 2019 году, со сменой власти в стране сменился и начальник Одесского морского торгового порта. На смену группировке, контролируемой Гройсманом и Омеляном, за которым стоял Аваков (ни одному из них не удалось победить в войне за порты страны, поэтому приходилось договариваться), которую обвиняли в организации схем, принесших порту убытки в 180 миллионов гривен, пришел новый директор – Алексей Мясковский.
Но в конце декабря порт опять начинает лихорадить – на внезапно введенную должность заместителя директора по безопасности назначают бывшего сотрудника СБУ и таможни Дениса Лутия, а 16 января этого года тогдашний министр инфраструктуры Криклий начал проверку хозяйственной деятельности предприятия и отстранил Мясковского от исполнения обязанностей. Проверка нарушений не выявила, но в результате руководства портом и.о. начальника Александра Гармаша предприятие внезапно опять стало демонстрировать убытки. За пять месяцев их насчитали около 16 миллионов гривен.
Как сообщила «Думская», 14 июня Мясковский попытался вернуться в свой кабинет – новый руководитель министерства инфраструктуры Александр Кубраков отменил проверку хозяйственной деятельности порта, которую проводили по приказу бывшего министра Владислава Криклия.
Но тут начальника порта ждал неприятный сюрприз – его кабинет оказался заблокированным, а назначенный еще Криклием заместитель Мясковского по безопасности Денис Лутий избил сопровождающего Алексея Мясковского портовика, который пришел забрать трудовую книжку, которую ранее ему не отдавали. По свидетельству очевидцев, Лутий ударил работника порта рукой и ногой, на лице последнего выступила кровь, приехала полиция, которая отправила пострадавшего на медицинское освидетельствование.
По итогам конфликта директор порта таки прорвался в свой служебный кабинет, но не обнаружил на месте гербовую печать предприятия, которая хранилась в сейфе канцелярии.
Печать скорее всего, удастся восстановить без особых проблем, раз сопротивление группы лиц, контролирующих порт во время пятимесячной проверки, было слабым. Но вот кто эти люди и чего добивался Вячеслав Криклий, назначая ревизию деятельности Мясковского, похоже, будет устанавливать уже новая ревизия.
Ведь, напомним, всего за пять месяцев их работы порт умудрился получить 16 миллионов убытков. Портом в это время руководили и.о. директора Александр Гармаш и упоминаемый Денис Лутий. Кроме того, документы, по которым порт работал с фирмами, которые были приближены еще к предшественнику Мясковского на посту директора порта Игорю Ткачуку, подписывали некий Швец и Сергей Бакало, руководитель портофлота.
Сразу с их приходом в порту вернулись к практике времен Ткачука, когда буксиры, занимающиеся проводкой судов в порт, сдавали частным фирмам в краткосрочную аренду по заниженным тарифам. Это, кстати, едва не обанкротило порт. Например, в январе 2021 года Александр Гармаш передал в аренду николаевской фирме «Ник-флот» три буксира – «Ударник», «Новатор» и «Патриот». Сроком на год, но почему-то с почасовой оплатой. Эти деньги не позволяли окупить даже регламентные работы по поддержке нормального технического состояния судов.
Как писала тогда «Думская», «таким образом, стала понятна причина внезапного отстранения от должности руководителя ОМТП Алексея Мясковского. Напомним, он прекратил порочную практику передачи буксиров в аренду с почасовой оплатой, что позволило порту вылезти из долговой ямы в 110 млн. грн. Очевидно, окружение министра инфраструктуры Владислава Криклия решило вернуться к старым схемам».
Как отмечали эксперты еще во время руководства Ткачука, такая схема имела двойственную цель. Во-первых, разница между реальной ценой аренды буксиров и той, за которую их сдавали внаем частникам, передавалась в конвертах и далее распределялась по цепочке всем причастным к схеме. А, во-вторых, порт сознательно пытались сделать банкротом, чтобы потом его можно было продать за копейки одной из финансово-промышленных групп страны, приближенной к власти. Суть со сменой власти не изменилась, изменилась лишь финансово-промышленная группа, приближенная к этой власти.
Если во времена Ткачука это была ФПГ Гройсмана, то сейчас единого мнения по этому поводу нет. Но отмечается некая странность в отстранении Мясковского от должности. Дело в том, что его назначал Криклий, он же и отстранил Алексея Мясковского от руководства портом и назначил ревизию.
В свою очередь, после ухода Криклия с должности министра инфраструктуры, новый министр возвращает Мясковского на должность. Причем, как утверждают люди, знающие ситуацию в порту, задача Мясковского не отличалась от задачи Ткачука – порт нужно было обанкротить. Ко всему же во времена Ткачука Мясковский занимал в порту должность начальника юридической службы, и все документы, подписываемые директором порта, проходили через руки Мясковского.
Но в то же время организаторы всей этой стратегической схемы по какой-то причине понимали, что новому руководителю, то есть Мясковскому, нужно продемонстрировать успехи, потому дали ему возможность вывести порт в плюсы – это было отнюдь не сложно. Так, в средине прошлого года Мясковский сдал буксиры государственного порта в аренду комапнии «БЛАСТ» (Блак Си Товинг) с минимальной рентабельностью. Чем, с одной стороны, несколько уменьшил прибыли частной компании, а с другой – поднял прибыли порта. Для понимания – «БЛАСТ» за месяц зарабатывает на арендованных буксирах около 20 миллионов гривен. То есть прибыль Одесского морского порта за прошлый год – это три месяца работы «БЛАСТА». Остальные девять – чистая прибыль владельцев компании, среди которых называют Евгения Чернишенко, бывшего сотрудника СБУ Александра Ковтуна и руководителя агентского департамента компании «Альтаир» (обслуживает Гленкор в порту Черноморск) Юрия Дмитрука.
Естественно, что эти лица никак не тянут на финансово-промышленную группу, способную поглотить порт. За ними, по некоторым сведениям, стоит более крупная фигура – некий Юрий Юрьевич Васьков, который с другой стороны тесно связан с Мясковским. Последнего даже в открытую называют подчиненным Васькова.
Юрий Васьков был заместителем министра инфраструктуры в 2015 году. А в 2013-2015 годах возглавлял Администрацию морских портов Украины, куда пришел с должности директора госпредприятия «Одесский морской торговый порт». Того самого, который ныне возглавляет Мясковский.
А 10 июня он получил опять должность заместителя министра инфраструктуры: Новым замминистра инфраструктуры стал бывший чиновник Пивоварского Васьков с 4-мя квартирами и землей, который фигурирует в уголовном деле.
И внезапно оказалось, что ревизия, назначенная бывшим министром Криклием, нарушений в действиях начальника Одесского морского торгового порта Алексея Мясковского не выявила. И тот может опять приступать к должностным обязанностям. А группа лиц, которая руководила портом в его отсутствие, как-то подозрительно вяло сымитировала сопротивление и всего-то «утеряла печать» предприятия. Что вообще никакой проблемой в сегодняшних реалиях не является.
Возвращаясь к вопросу – кто банкротит Одесский морской торговый порт, можно ответить – люди, стоящие за министром инфраструктуры. Причем фамилия министра роли не играет. В конкретных исторических реалиях директора порта Ткачука это были люди Гройсмана и Омеляна, ни один из которых не смог вытеснить другого из контроля над Администрацией морских портов Украины. И это, вполне возможно, спасло Одесский порт от банкротства.
Во времена Криклия это была, скорее всего, группа министра внутренних дел, но у нее тоже не вышло в силу очередных пертурбаций в правительстве. За нынешним министром инфраструктуры, Александром Кубраковым, по некоторым сведениям, стоят Левочкин и Ваврыш. Хотя Кубраков, естественно, открещивается от дружбы с обеими. Но его стремительная карьера – из рядовых «Слуг народа» в директора «Укравтодора» и министры – вызывает много вопросов. Тем более, если вспомнить, что к этим сферам он имеет весьма отдаленное отношение, поскольку является специалистом в сфере IT.
Куда более сведущ в сфере морских перевозок его новый заместитель, уже упоминаемый Юрий Васьков, который начинал свою карьеру еще при Януковиче. А Левочкин и Ваврыш выходцы из той же среды.
Впрочем, ответ на вопрос – кто заинтересован в банкротстве Одесского морского торгового порта – мы узнаем уже скоро. Судя по всему, с банкротством порта тянуть не будут, а после его продажи мы точно узнаем имя нового владельца.