На одесской достопримечательности появится надстройка
Владельцы гостиницы «Пассаж» не просто так затеяли реконструкцию здания. На самом деле там под шумок хотят достроить мансарду на 2 500 м?.
Разрешение от мэрии уже получено. Документы пока находятся в разработке. Напомним, что в 2013 году горсовет продал гостиницу фирмам, которые принадлежат бизнесменам Борису Кауфману и Александру Грановскому.
Об этом шла речь на заседании исполнительного комитета Одесского городского совета. Тему подняла депутат горсовета Лилия Леонидова. "
Легенда, за которой кроется открытие первого в Одессе универсального магазина, в котором можно было купить одновременно и галоши, и шелка, довольно занимательна.
Здание будущего «Пассажа» построено в историческом месте. Первоначально постройка принадлежала офицерам Российской Империи, которые получили место для застройки еще в далеком XVIII веке. Затем некий одесский предприниматель Крамарев решил построить на этом месте доходный дом в 1822 году – местоположение на пересечении двух центральных улиц города обязывало! По окончании строительства в дом въехал брат одного из самых известных русских поэтов Александра Пушкина — Лев, который работал на таможне. Льва Сергеевича в той квартире часто посещали известные персоны и представители богемы, были среди них Николай Гоголь и Его Величество Император.
Затем дом выкупил Моисей Менделевич — купец и глава компании, которая занимался торговлей хлебом. В его планах было снести доходный дом и построить «Пассаж», где продавалось бы все от граммофонов до почтовых открыток. Одесситы стали называть универмаг «Пассаж Менделевича».
Если верить дореволюционным городским справочникам, то в 1910 году под крышей «Пассажа» располагалось множество лавок. Исаак Кохрихт, купец первой гильдии, держал ювелирный магазин, а парфюмерия принадлежала Аудерскому-младшему, который славился своими кремами и помадами. Дамам белье продавал Кацман. Здесь же, как упоминалось ранее, можно было приобрести граммофоны и музыкальные инструменты у Иозефера, галантерея предлагалась у Гальперина. Кстати, здесь был один из самых первых книжных магазинов «Нового времени» Суворина. Ну и напоследок, перед тем, как отправиться в гастроном Беккеля, можно было сделать фотопортрет в «Придворной фотографии» у Белоцерковского. В помещении универсального магазина также находился и ресторан с залихватским названием «Эрмитаж», где, подобно одноименной галерее, было полно роскошеств и излишеств, а к полуночи это место превращалось в центр кутежа.
В 1901 году на втором этаже открылась редакция самой одесской газеты «Одесские новости», аккурат над тем самым гастрономом Беккеля. Весьма удачно, ведь самые свежие новости всегда узнаются в очередях.
Говоря о памятниках архитектуры, стоит упомянуть столб, который водрузили прямо напротив входа в «Пассаж». Чем он прославился? На нем были часы, да не какие-нибудь, а первые во всей Одессе электрические! С того момента свидания назначались «под часами».
Интересно: Историй одесский «Пассаж» видел ни один десяток и даже ни одну сотню, но есть легенда, что своим существованием должен быть благодарен никому иному, как французу Эмилю Золя. По легенде, жена того самого Моисея Менделевича прочла «Дамское счастье» популярного романиста и так вдохновилась идеей магазина, что буквально заставила мужа построить первый универмаг. Еще бы, ведь роман о любви, которая могла быть трагической, но стала счастливой, о мире отрезов материи, украшениях, шляпках и прочих дамских штучках не могли оставить женщину равнодушной. Менделевич, как настоящий коммерсант, сразу же почуял выгоду и через два года «Пассаж» гостеприимно открыл свои двери. Вложенные миллион триста тысяч должны были окупиться, и был бы прекрасный финал, как и в романе – любовь на фоне миллионов, но случилось несчастье. Однажды Менделевич прочел в новостях, что корабль с его товарами затонул, сердце его не выдержало, и купец умер. Так, с одной стороны, страсть к деньгам и жажда наживы сыграли плохую шутку для Менделевича, но, с другой стороны, подарили Одессе «Пассаж» — уникальное по архитектуре историческое здание.
Немного об архитектуре «Пассажа»
Преобразить дом Крамарева было поручено известному архитектору Льву Влодеку и его помощникам Фишелю и Мильману. Изначально зодчие выдерживали стиль барокко и придерживались концепции – украшений много не бывает. Дом щедро декорировался скульптурами, лепниной, балюстрадами, балкончиками и барельефами.
Не менее интересно и техническое оснащение «Пассажа». В начале 19 века лифт, отопление, электрическое освещение и стеклянная крыша в «Пассаж» привлекали столько же зрителей и зевак, сколько и магазины с рестораном.
«Пассаж» удивителен своим органичным смешением стилей и направлений, здесь не режет глаз древнеримские Фортуна с факелом и Меркурий на паровозике, Аполлон с атрибутикой советского рабочего. В отдельных фрагментах угадываются элементы Летнего Сада в Санкт-Петербурге, вязь меандра – тип орнамента Древней Греции. Архитекторы словно взяли все лучшее из мирового наследия и перенесли на одно здание.