Закон о ЖКХ отправили на доработку
16 мая украинские нардепы отправили на повторное второе чтение законопроект 1581-д "О жилищно-коммунальных услугах". Об этом сообщает ГолосUA.
«За» отдали голоса 232 нардепа.
Во время обсуждения около 350 правок к документу нардепы заявили, что им раздали другие сравнительные таблицы - не те, по которым они готовились к заседанию. А речь идет в документе о сроках и размерах пени при просрочке оплаты услуг ЖКХ, о взаимоотношениях жильцов многоэтажек и ОСМД, с коммунальными структурами.
Законопроектом, среди прочего, устанавливаются полномочия Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) (часть четвертая статьи 19, часть пятая статьи 20 и подпункт 2 пункта 7 раздела VI «Заключительные и переходные положения», которым вносятся изменения в подпункт 2 пункта «а» статьи 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»). Однако, по нашему мнению, законодательное определение полномочий и способа их реализации этой Комиссии не согласуется с положениями части первой статьи 6 Конституции Украины, согласно которой государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и не вытекает из конституционной модели организации власти в Украине. Так, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, наделяется полномочиями центрального органа исполнительной власти, однако исчерпывающий перечень государственных органов, формально не принадлежат ни к одной из ветвей власти, прямо устанавливается Конституцией Украины (ЦИК, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и т.д.).
Юристы ВРУ также заявили, что в этом законопроекте не учтены требования статьи 8 Основного Закона Украины относительно обеспечения в законе принципа правовой определенности (основополагающего элемента принципа верховенства права).
Подобный законодательный подход не учитывает правовых позиций Конституционного Суда Украины, в решениях которого неоднократно отмечалось, что определяющими элементами верховенства права являются принципы правовой определенности (речь идет об условии обеспечения предсказуемости применения правовой нормы), ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике и неизбежно приводит к произволу (решение от 22 сентября 2005 №5-рп / 2005, ви 29 июня 2010 №17-рп / 2010, от 22 декабря 2010 года № 23-рп / 2010, от 11 октября 2011 №10- рп / 2011 и т.д.).
Указанное касается положений части третьей статьи 2 законопроекта, которым предлагается законодательно закрепить возможность применения норм закона «с учетом особенностей», установленных законами, регулирующими отношения в сферах снабжения и распределения электрической энергии и природного газа, снабжению тепловой энергии, централизованного снабжения горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотведения, обращения с бытовыми отходами. При этом границы и объем применения таких особенностей определяться субъектом правоотношений по своему усмотрению.
Кроме того, в законопроекте не соблюдены требования статьи 19 Конституции Украины относительно наделения центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, полномочия по «содействие созданию исполнителями коммунальных услуг и управляющими систем управления качеством соответствующих услуг на базе национальных или международных стандартов» (пункт 1 части второй статьи 4).
Также законопроект требует доработки в части применения терминологической конструкции «услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии», «услуг по поставке и распределению электрической энергии и природного газа», «услуг по поставке природного газа и электрической энергии» с целью приведения к единой терминологии.
Обобщающий вывод: законопроект требует доработки с учетом изложенных замечаний, заявили в Главном юридическом управлении украинского парламента.
«За» отдали голоса 232 нардепа.
Во время обсуждения около 350 правок к документу нардепы заявили, что им раздали другие сравнительные таблицы - не те, по которым они готовились к заседанию. А речь идет в документе о сроках и размерах пени при просрочке оплаты услуг ЖКХ, о взаимоотношениях жильцов многоэтажек и ОСМД, с коммунальными структурами.
Законопроектом, среди прочего, устанавливаются полномочия Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) (часть четвертая статьи 19, часть пятая статьи 20 и подпункт 2 пункта 7 раздела VI «Заключительные и переходные положения», которым вносятся изменения в подпункт 2 пункта «а» статьи 28 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине»). Однако, по нашему мнению, законодательное определение полномочий и способа их реализации этой Комиссии не согласуется с положениями части первой статьи 6 Конституции Украины, согласно которой государственная власть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, и не вытекает из конституционной модели организации власти в Украине. Так, Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, наделяется полномочиями центрального органа исполнительной власти, однако исчерпывающий перечень государственных органов, формально не принадлежат ни к одной из ветвей власти, прямо устанавливается Конституцией Украины (ЦИК, Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания и т.д.).
Юристы ВРУ также заявили, что в этом законопроекте не учтены требования статьи 8 Основного Закона Украины относительно обеспечения в законе принципа правовой определенности (основополагающего элемента принципа верховенства права).
Подобный законодательный подход не учитывает правовых позиций Конституционного Суда Украины, в решениях которого неоднократно отмечалось, что определяющими элементами верховенства права являются принципы правовой определенности (речь идет об условии обеспечения предсказуемости применения правовой нормы), ясности и недвусмысленности правовой нормы, поскольку иное не может обеспечить ее единообразное применение, не исключает неограниченности трактовки в правоприменительной практике и неизбежно приводит к произволу (решение от 22 сентября 2005 №5-рп / 2005, ви 29 июня 2010 №17-рп / 2010, от 22 декабря 2010 года № 23-рп / 2010, от 11 октября 2011 №10- рп / 2011 и т.д.).
Указанное касается положений части третьей статьи 2 законопроекта, которым предлагается законодательно закрепить возможность применения норм закона «с учетом особенностей», установленных законами, регулирующими отношения в сферах снабжения и распределения электрической энергии и природного газа, снабжению тепловой энергии, централизованного снабжения горячей воды, централизованного водоснабжения и водоотведения, обращения с бытовыми отходами. При этом границы и объем применения таких особенностей определяться субъектом правоотношений по своему усмотрению.
Кроме того, в законопроекте не соблюдены требования статьи 19 Конституции Украины относительно наделения центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере жилищно-коммунального хозяйства, полномочия по «содействие созданию исполнителями коммунальных услуг и управляющими систем управления качеством соответствующих услуг на базе национальных или международных стандартов» (пункт 1 части второй статьи 4).
Также законопроект требует доработки в части применения терминологической конструкции «услуг по поставке и распределению природного газа и по снабжению и распределению электрической энергии», «услуг по поставке и распределению электрической энергии и природного газа», «услуг по поставке природного газа и электрической энергии» с целью приведения к единой терминологии.
Обобщающий вывод: законопроект требует доработки с учетом изложенных замечаний, заявили в Главном юридическом управлении украинского парламента.