12 апреля - Всемирный день космонавтики. И тут Одесса была первой!
«Господа, а не сдаётся ли вам, что 12 апреля надо считать Днём одесской космонавтики?». Разберёмся.
История с географией
Начинать лучше с чего-то главного. Например, с Главного конструктора космических кораблей, благодаря кому День космонавтики обрёл законную дату — 12 апреля. Это Сергей Павлович Королёв 12 апреля первый отправил на искусственном корабле жителя Земли в космос. Газеты захлёбывались: «Спасибо русской земле, которая дала миру такого конструктора». Только, кажется, с землёй вышла, как говорится, история с географией. Либо надо город Житомир, где 12 января 1907 года родился Королёв, громогласно объявить русской землёй, либо надо потихоньку забыть, что сын русской земли С.П. Королёв потом жил и учился в исконно русском (согласно чьей-то логике) городе Одессе, а уже в 1924 году поступил в политехнический институт крупного российского административного центра, кем-то неудачно названного Киевом.
Конечно, потом Москва тоже много дала конструктору Королёву. Например, в 1938 году дала хорошую статью, а к ней в придачу и 10 лет лагерей как вредителю и врагу народа. К счастью, НКВД славилось заботливым отношением к врагам народа, особенно тем, которые умели писать не только анонимки, но и формулы. Для них было создано ЦКБ-29 (тюремное конструкторское бюро), которым руководил, как выяснилось, английский шпион А.Н. Туполев. Кстати, там же, в тех же «комфортных» условиях пребывал в те годы и другой одессит Валентин Петрович Глушко, отец жидкостных ракет и всех ракетоносителей от «Востока» до «Протона» (о нём чуть ниже). А пока об одесском периоде жизни Королёва.
В 1917 году Серёжа Королёв вместе с матерью и отчимом (отец рано умер) переехал в Одессу. Отчим заведовал портовой электростанцией, поэтому семья поселилась в двухэтажном флигеле на Платоновском молу. Сын быстро взрослел, и, правду говорят, что за детьми в этом возрасте нужен глаз да глаз. За Серёжей не уследили. Поблизости размещался достаточно засекреченный отряд гидросамолётов, несший охрану государственной границы. Серёжа вплавь добирался до места дислокации отряда красных лётчиков и, не рискуя вылезать из воды, оттуда часами наблюдал за буднями авиаторов. А те исподтишка наблюдали за любознательным мальчишкой и, в конце концов, не выдержали и вытащили его из воды.
Королёв понял, что попал, и приготовился к самому худшему. Его отвели к командиру отряда. Тот был строг:
— Ну, шпион, сейчас я задам тебе вопрос, и от того, как ты на него ответишь, зависит твоя судьба. Тебе нравится летать?
Мальчик пожал плесами:
— Не знаю, я никогда не летал.
— Тогда проведём эксперимент. Сейчас ты полетишь с нашим пилотом на плановое дежурство, а когда вернёшься, придёшь ко мне и честно ответишь на вопрос.
Вы догадываетесь, что ответил будущий конструктор космических кораблей. Он не строил в Одессе ракет, но в Одессе, поступив в ОАВУК (Общество авиации и воздухоплавания Украины), создал проект планера К-5, потому что сначала его позвало небо, а потом и звёзды.
Ракеты за одесский кошт
И хотя считается, что первые ракеты создавал Королёв, начав это делать в уже подзабытом бюро ГИРД, но это потому, что истории ракетостроения немного не повезло: засекретив ракеты как боевое оружие, уж попутно засекретили всё и всех, кто к ракетам имел отношение.
Так затерялось в пыльных архивах и имя поручика Александра Дмитриевича Засядко, чей род начинался от казаков Запорожской Сечи. Ему довелось воевать под командованием Суворова и Кутузова. Даже в осаде Парижа в 1814 году принимал участие. Именно в зарубежных походах Засядко услышал об английском изобретателе Конгрейве. Этот Конгрейв служил в колониальных войсках в Индии, где узнал о секрете старинного оружия ещё Древней Индии — ракетах. Старательно скопировав индийское ноу-хау, Конгрейв вернувшись в Англию, произвёл такие же ракеты, применив их в войне против Франции (1807 год).
Все русские везли из Парижа милые французские безделушки, Александр же Засядко привёз в своём ранце секрет. Получив к тому времени чин полковника, Засядко был откомандирован в армию Барклая-де-Толли. Здесь он впервые продемонстрировал офицерам и фейерверкерам возможности реактивного оружия. Вскоре об этом доложили императору Александру І. Тот был восхищён, и восхищение императора понятно: за своё изобретение полковник Засядко не попросил ни копейки. Его Величество даже пот со лба утёр: «Слава Богу! Есть ещё офицеры в русской армии, которые служат из одной только чести!».
Хотя нет, одну привилегию попросил изобретатель: дозволить и в дальнейшем продолжать опыты с ракетами. На свой кошт, естественно. Тут всплывает для кого-то малозначительная, а для одесситов приятная подробность: под Одессой отец оставил нашему герою приличное имение. Его-то и отправился продавать теперь уже генерал-майор Засядко. Продал, да вроде как капитала не нажил, потому что на те деньги продолжил совершенствовать свою ракетную установку. Мелочь, но получается, что ракеты для России делались на одесские деньги. Вот те ракеты, сделанные на одесские деньги, и разили неприятеля в русско-турецкую войну.
Но капитал в Одессе Засядко всё же получил — в Одессе он женился, взяв в жёны Елизавету Максимовну Грессер, дочь градоначальника Одессы. Кого-то удивит намёк на «капитал», а в Одессе знают: одесская жена — вот самый надёжный капитал.
На Луну, как из пушки
Начальником артиллерии Черноморского флота, базировавшейся в Одессе, был Георгий Эрихович Лангемак. Здесь у него родилась идея оснастить боевые корабли флота ракетным оружием. Это Лангемак вооружил корабли реактивными снарядами, ставшими основой реактивного миномёта «Катюша». По уже знакомой схеме в 1937 году органами НКВД изобретатель был арестован и расстрелян как немецкий шпион. Правда, не совсем понятно, кому больше вредили «Катюши», нанося удары по немецким войскам. Но как много непонятного окружало граждан СССР.
Космос всегда притягивал тех, кто считал, что наш дом — Земля, но нельзя всю жизнь просидеть дома. Это всё можно сказать о мальчишке с Ближних Мельниц Георгии Добровольском, по чьему проспекту каждый день ездят жители нашего посёлка Котовского. Добровольский попал в отряд космонавтов и был его душой. Он одним из первых узнал, что такое в условиях «холодной войны» гонка на опережение американцев в космосе. Из-за поспешности и неподготовленности очередного этапного полёта Добровольский и двое его товарищей стали жертвами космоса.
Но, возможно, более других приблизил к нам космос ещё один одессит Валентин Петрович Глушко. Он родился в Одессе. На какое-то время семья покидала родной город, потому что время было такое, отец, честный русский человек, ушёл в армию Деникина. Но потом снова одесский адрес (Авчиниковский переулок,12). Валентин стал учеником Реального училища Св. Павла. И тут судьба поднесла сюрприз: дорога реалиста в училище проходила по улице Садовой — Валентин каждый день проходил мимо здания, которое венчал купол. Тогда там была обсерватория. Однажды отважился, зашёл. И с тех пор каждый вечер семья знала, где искать 13-летнего сына — в обсерватории у телескопа. А в библиотеке училища библиотекарь даже не прятала на полку книгу Жюль Верна «Из пушки на Луну». Каждый день один постоянный читатель её непременно брал, но не читал — изучал.
Но когда тот читатель стал заказывать ещё и книги по химии, особенно о взрывчатых веществах, библиотекарь доложила о том директору. Пришлось объясняться. Валентин признался начальству, что мечтает о полёте на Луну, но тут Жюля Верна надо существенно редактировать: для взлёта ракеты нужен не взрыв, а топливо с силой взрыва выбрасывающее огромную энергию.
14-летний подросток изложил свои идеи в письмах к теоретику освоения космоса К.Э. Циолковскому. Получил одобрение. А в 16 лет подготовил к изданию книгу «Необходимость межпланетных сообщений».
Но Валентин Петрович Глушко не был лишь теоретиком. Со временем он стал ведущим конструктором ракетных реактивных двигателей. Это его двигатели поднимали в воздух все наши ракетоносители. И, главное, это Глушко после ухода Королёва создал многоразовый ракетно-космический комплекс «Энергия–Буран».
Вот так. С самыми громкими именами или космическими разработками связано имя Одессы. Отсюда начинался путь в космос. Главное, чтобы этот путь никогда не заканчивался.
Валентин Крапива
Комментариев 1