Анатолий Иванкевич: Украинские моряки - за бортом
В Украине морякам нужно потратить до 5 тыс. долларов и пройти 2-3 месяца бюрократического ада, чтобы уйти в рейс. Наши моряки давно уже в ранге «заробитчан». О проблеме, которая привела специалистов морской отрасли нашей страны «за борт» профессиональной деятельности, поделился на своей странице в Фейсбук директор одного из крюинговых агентств Анатолий Иванкевич.
«Во всей этой ситуации с IMO нужно понять одну простую вещь – не нужно изобретать велосипед. Достаточно просто детально изучить опыт стран, которые уже выстроили систему сертифицирования и дипломирования моряков так, чтобы все процессы происходили прозрачно, честно, удобно для людей
Возьмем Грузию. В конце 2010 IMO признала документы грузинских моряков недействительными – на тот момент в Грузии сертификаты выдавались безо всякой подготовки, во всех кабинетах царила коррупция. Целых 4 года ушло на то, чтобы восстановить систему сертифицирования, фактически построить с нуля, но уже в полном соответствии с требованиями IMO. Еще несколько лет Грузия возвращалась на рынок – даже с полным порядком в документах восстановить потерянную репутацию не так то просто?
Что сделали грузины? Они провели аудит всех выданных дипломов. Было аннулировано огромное количество документов. Грузинское морское пароходство стало единственным центром, выдающим дипломы.
Все центры подготовки моряков прошли сертификацию IMO – аудиторы проверили всех лекторов, все оборудование. Во все учебные заведения, которые сертифицируют моряков, ввели электронные журналы, в которых отмечаются люди проходящие курсы.
Администрация пароходства в любой момент может проверить присутствие абитуриента на курсах – и если кто-то не окажется на месте, то санкции коснутся не только человека, но и центра, вплоть до лишения лицензии.
Во всех кабинетах, где происходит образовательный процесс, стоят камеры видеонаблюдения – в режиме онлайн Морское пароходство может проверить ваше присутствие. 8 месяцев длится обучение, и его невозможно как-то «ускорить».
Экзамены состоят из двух частей – тесты онлайн и собеседование с комиссией из 5 человек. Все записывается и сохраняется на серверах. Любой судовладелец может запросить и просмотреть записи.
По продлению документов - если у моряка есть полный пакет сертификатов, срок которых подходит к концу, для переподтверждения не нужен экзамен. Если за последние 5 лет он как минимум 18 месяцев провел на борту и работал в том числе последний год, все сертификаты и диплом выдаются без повторных курсов? Для капитана (сроком действия на 5 лет) это стоит около 300 у.е. и занимает всего неделю. Для сравнения – в Украине морякам нужно потратить до 5 тыс. у.е. и пройти 2-3 месяца бюрократического ада!
В Англии система еще совершеннее. Очень сложные экзамены, но если ты их сдал и за последние 5 лет провел в рейсах не меньше 18 месяцев, то документы продлеваются всего за день, совершенно бесплатно», - рассказал Анатолий Иванкевич.
По мнению эксперта, задача Украины сейчас – детально изучить опыт других стран и прийти к тому же результату. Желательно до того, как IMO лишит наших моряков дипломов.